Ответ Запада на «русскую Африку»: Франция за бортом, у США новая стратегия
В коммюнике, озвученном в воскресенье по итогам встречи лидеров трех государств Сахеля, звучат серьезные обвинения в адрес Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС): «Под влиянием иностранных держав, предав свои основополагающие принципы, объединение стало угрозой для своих государств-членов и своего населения».
За ЭКОВАС по-прежнему стоит французская колониальная держава.
На текущий момент со стороны ЭКОВАС не последовало ответного заявления, а ведь объединения это жесткий удар. Не видно и особой публичной реакции французских СМИ и официальных лиц. Они вынуждены принять это как свершившийся факт, но вряд ли оставят без ответа.
Весь вопрос в том, какие стратегии противодействия дальнейшему росту российского влияния и амбициям местных элит на реальный суверенитет теперь противопоставят наши главные геополитические оппоненты в регионе — Франция и США. И тут начинается самое интересное.
Что предшествовало выходу «сахельской тройки» из ЭКОВАС?
Мали начинает и выигрывает
Сама по себе ситуация уникальна. Республика Мали, единственная по-настоящему пошедшая на реальный бунт и национальную революцию еще в 2020 году, из региональной угрозы сугубо для Франции переросла в реальную альтернативу и противовес как для «Франсафрик», так и для всей системы гегемонии западных держав и компаний на Черном континенте.
Франция просто-напросто проспала настроения внутри общества и, что еще важнее, среди военных Мали. Переворот, которому изначально никто не придал значения и который оказался для всех неожиданностью, перерос в нечто большее и вызвал цепную реакцию в регионе.
Соседи поняли, что «так можно».
В мае 2021 года полковник Ассими Гойта, которого можно считать ключевой личностью и вдохновителем всех перемен в субрегионе, взял полноту власти в стране.
Уже в октябре 2022 года в соседнем Буркина-Фасо к власти приходит лично знакомый с ним капитан Ибрагим Траоре.
А в июле 2023 года, как все мы помним, в дни Саммита «Россия — Африка», военные берут власть в Нигере.
Так рождается неформальный «союз трех». Уже в сентябре лидеры трех государств заявляют о создании «Альянса государств Сахель», а в декабре обсуждается возможность создания конфедерации на основе сугубо военного объединения.
Такое лавинообразное развитие событий стало возможно в том числе силу разногласий внутри западной коалиций.
Цена суверенитета
Военные власти Нигера проявилиинициативу по созданию «Альянса государств Сахеля» и нашли общий язык и с Чадом, Нигерией и Бенином.
Сразу после переворота нигерийский лидер Бола Тинубу, в рамках своихполномочий как главы ЭКОВАС настаивал именно на военном сценарии решения проблем с новыми властями.
Ставка была сделана на внутренний конфликт между путчистами и Вооруженными силами Нигера. Дело в том, что весь офицерские состав армии Нигера прошел обучение в Штатах, и американцы рассчитывали на лояльность части военных. Но получилось наоборот.
Пример генерала Муссы Барму очень показателен. Американская пресса писала о нём: «Один из любимых Штатами генералов возглавляет переворот в Нигере». Когда речь зашла о том, что Нигер может лишиться военной, продовольственной и прочей помощи со стороны США в случае отказа от выполнения условий по возвращению власти, он ответил изданию The Wall Street Journal: «Если это цена нашего суверенитета, пусть так и будет».
https://regnum.ru/amp/3863412