Министр обороны Сомалиленда Абдикани Мохамуд Атейе подал в отставку после того, как непризнанная страна заключила сделку с Эфиопией. Согласно договору, Аддис-Абеба возьмет в аренду часть побережья Сомалиленда, чтобы вести морскую торговлю. Почему соглашение вызвало напряжение в регионе, объясняет «Африканская инициатива».
В древние времена все сокровища Рима и Индии проходили через порты Эфиопского королевства. Византийские историки в VI веке утверждали, что у этой страны был огромный флот деревянных лодок. Древние греки называли южную часть Атлантического океана Эфиопским морем.
Однако современная Эфиопия, по-прежнему крупная держава Африканского рога, не имеет выхода к морю. В XX веке страна оккупировала Эритрею и несколько десятилетий использовала ее порт Ассаб. Но в 1993 году Эритрея отделилась, и Аддис-Абеба осталась со скудным речным флотом и мечтой о былом морском величии.
Сейчас Эфиопии приходится арендовать гавани Джибути за $1,5 млрд в год. Во-первых, это огромная сумма для страны, в которой, по данным ООН, пятая часть населения зависит от продовольственной помощи. Госдолг Эфиопии составляет $63 млрд и будет только расти, а внешний долг достиг $28 млрд. В ноябре 2023 года государство не смогло выплатить проценты держателям еврооблигаций и объявило дефолт. Стране требуется $20 млрд на восстановление после гражданской войны.
Во-вторых, концентрация на порте Джибути ставит Эфиопию в зависимое положение и побуждает разнообразить логистику морских перевозок. Ежегодный грузопоток страны через порт в Джибути достигает более 4,8 млн тонн и составляет 83% от общего объема грузопотока транспортного узла, сообщает Sudan Tribune.
«Эфиопии нужен доступ к морю. Они не могут позволить себе оставить все, как есть сейчас. Это очень сильное государство в военном и экономическом плане. <…> Красное море с его потенциалом расширения экономических возможностей ставит Эфиопию на пересечение динамики региональной торговли, способствуя уверенности в себе и укрепляя экономическую устойчивость страны», — сказал турецкому агентству Anadolu Ноа, бывший вице-канцлер университета КЦА в столице Кении Найроби.
Власти Эфиопии ищут возможность пробить исторически сложившуюся географическую блокаду. За эту задачу взялся амбициозный эфиопский премьер-министр Абий Ахмед, чья популярность падает из-за гражданской войны в регионе Тыграй и экономических проблем.
От соседнего государства Сомали 30 лет назад фактически, но не формально отпала часть Сомалиленд, бывшая британская колония. Аддис-Абеба решила воспользоваться услугами этого непризнанного государства, чтобы освободиться из морского капкана.
На прошлой неделе Абий Ахмед объявил, что Эфиопия и Сомалиленд заключили меморандум о взаимопонимании. Страна получила у Сомалиленда 12 миль морской территории в аренду на 50 лет в районе порта Бербера. Взамен Эфиопия могла бы признать независимость отколовшейся части Сомали и отдать долю в крупнейшем авиаперевозчике страны Ethiopia Airlines.
Эта сделка немедленно вызвала возмущение в Сомали, которая отозвала своего посла в Аддис-Абебе. В Могадишо начались протесты. Президент Сомали Хасан Шейх Мохамуд подписал документ, символически аннулирующий соглашение между Эфиопией и Сомалилендом, который является международно признанной территорией Сомали.
Несмотря на то, что Могадишо не силах повлиять на свой бывший регион, территориальную целостность Сомали поддержали США, ЕС, Великобритания, Лига арабских государств и Организация исламских стран. Они призвали Эфиопию воздержаться от дальнейших действий по получению выхода к морю.
Риск того, что Эфиопия попытается решить проблему военным путем, существует, говорится в аналитическом отчете института Роберта Лансинга, несмотря на то, что Абий Ахмед получил Нобелевскую премию за заключение мира с Эритреей, а войска этой страны бок о бок сражались с эфиопами в Тыграе.
«Любой потенциальный силовой подход к обеспечению доступа к портам в соседней стране может сорвать текущие переговоры Эфиопии с Международным валютным фондом о получении миллиардных кредитов для восстановления страны после войны. Однако местные бизнесмены утверждают, что Абий сказал им, что вариант применения военной силы остается на столе в случае провала переговоров по обеспечению доступа к портам с соседними странами», — считают эксперты института.
В 2018 году Эфиопия уже заключала сделку с Сомалилендом и эмиратским портовым оператором DP World. Тогда Аддис-Абеба приобрела 19% акций порта Бербера в Сомалиленде, пишет The Economist. Могадишо выступил против этого соглашения, из-за чего четыре года спустя сделку расторгли.