О создании реестра близких к России африканцев, а также о вводе государственных гарантий для бизнеса говорили на конференции «Промышленный форум «Россия – Африка», прошедшей в рамках XXVII Международного форума-выставки «Российский промышленник». Конференция в эти дни идет в Петербурге. Впрочем, пока реестра нет, логисты уже прокладывают в Африку маршруты.
Систематизация Африки
Одной из ключевых задач, которые необходимо решить для укрепления позиций России на африканском континенте, является устранение информационного разрыва и повышение осведомленности африканских партнеров о возможностях для ведения бизнеса в России и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), так Сергей Михневич, управляющий директор РСПП, начал выступление на промышленном форуме «Россия – Африка».
«Это поможет укреплению нашей экономической «силы притяжения», – говорит он.
Бизнесмены из России наладили в Африке работу: от производства вакцин против Эболы до инициатив в области подготовки кадров. Однако инвестиционный потенциал не исчерпан. Его можно нарастить, надо только систематизировать информацию о чиновниках и бизнесменах, заинтересованных в сотрудничестве с Россией.
«Также важно использовать потенциал и инструменты, существующие в рамках ЕАЭС. Речь в том числе и о единой системе тарифных преференций», – продолжает С. Михневич.
Луис Гоуенда, президент диаспоры Камеруна в России, согласен. Но в базу стоит включить также и тех африканцев, которые живут в России. По его словам, для взаимной интеграции России необходимо строить в Африке заводы и предприятия. Российские бизнесмены не против, но инвестициям в строительство не способствует репутация региона – слишком много бизнес-рисков, признается Константин Иванов, руководитель управления по взаимодействию с органами государственной власти АО «УралХим». С его слов, в Африке есть и инфраструктурные, и политические, и правовые риски. Уверенность бизнесу могли бы дать государственные гарантии.
Логистика к Африке
FESCO видит огромный потенциал взаимодействия с африканскими странами, Африка – новая стратегическая цель и новый вызов для компании, об этом заявляет руководитель направления по международным проектам транспортной группы FESCO Лариса Кузнецова. Одним из первых стратегических шагов является открытие прямой контейнерной линии с Египтом. Это произойдет до конца 2023 года, линия, по плану, будет функционировать между Новороссийском и Александрией.
«Очень активно работаем в этом направлении, мы видим огромный потенциал роста грузопотока. Очень активный рост. Рост товарооборота ожидаем на 25% по сравнению с прошлым годом», – говорит Л. Кузнецова.
Прямой маршрут, по плану, в первый год работы перевезет 30 тыс. контейнеров в 20-футовом эквиваленте. Но это – далеко не предел, подчеркнула докладчик. Динамика растет, российские экспортеры наращивают в Африку поставки сельхозпродукции. Но рост экспорта останавливает контейнерный дисбаланс: Африке пока нечего импортировать в Россию. Сергей Михневич подтверждает, импорт из стран Африки в разы уступает российскому экспорту.
«Соответственно, важно повысить заинтересованность африканских партнеров в сотрудничестве», – говорит он.
Баланс для логистики – это очень важно, соглашается Л. Кузнецова. «Будем работать над балансом грузопотоков – это задача номер один. Чтобы расширить географию взаимодействия, мы сейчас работаем над концепцией фидерных заходов в ряд африканских портов с консолидацией как российского экспорта, так и африканского импорта в ХАБах Африки, чтобы подтянуть грузопотоки к магистральным сервисам, которые уже функционируют между Китаем, Индией и российским портом в Петербурге», – объясняет Л. Кузнецова.
Правда, пока месторасположение ХАБа в Африке не определено. Андрей Миронов, глава представительства Российского экспортного центра в Санкт-Петербурге, согласен, что российско-африканские проекты переживают бум. Африканские бизнесмены проявляют «неподдельный интерес к российским компаниям-экспортерам». Но африканским партнерам далеко не всегда понятно, как действовать, кому верить и куда адресовать свои вопросы, добавляет директор компании DDF Фредерик Амунга. Лариса Кузнецова парирует, FESCO готова взять на себя все вопросы, касающиеся организации, в том числе и агрологистики. Это направление она называет новым трендом, который сейчас активно развивается.
«Мы готовы возить и контейнеры, и насыпные грузы, и наливные грузы в Африку. Мы общаемся с российскими экспортерами, и важно, что мы готовы обеспечить полный цикл логистической услуги. В том числе перевозка грузов, которым требуется особый температурный режим. В их числе – фрукты и овощи из Африки», – заключает Л. Кузнецова.
Автор: Алена Алешина
https://www.rzd-partner.ru/logistics/comments/rossiyskie-logisty-na-puti-k-perspektivnoy-no-vysokoriskovannoy-afrike/