География трудовой миграции в России меняется. Работники едут теперь не только из постсоветских государств, но и из стран дальнего зарубежья. К примеру, из Индии. Впрочем, власти российских регионов налаживают связи с целым рядом государств, среди которых даже африканские Бурунди и Буркина-Фасо.
Сотрудничать с такими удаленными от России странами работодателей заставляет нехватка кадров. Недавно в Санкт-Петербург для участия в Форуме труда прибыли представители африканских стран Бурунди и Буркина-Фасо. Отвечая на вопрос о возможном привлечении трудовых мигрантов из этих стран, председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко сообщил "Российской газете": "Это первая проба пера. Мы начинаем с ними диалог и пока не знаем, к чему это приведет". При этом он отметил, что Африка становится важным континентом для России, поэтому нужно "обмениваться информацией и взаимодействовать". К примеру, в прошлом году в Бурунди на базе Центра изучения иностранных языков Университета Бурунди заработал кабинет русского мира. А значит, в стране будет больше говорящих на русском, потенциально готовых к приезду в РФ людей.
Это не первая страна Африки, трудовые мигранты из которой могут пополнить ряды российских компаний. В Россию приедут рабочие из Кении, об этом сообщил официальный представитель Государственной палаты страны Хусейн Мохамед. "География меняется, сейчас дальнее зарубежье становится популярным. Та же самая Индия, и ряд других азиатских стран", - рассказал Дмитрий Чернейко. Кроме того, российские работодатели заинтересованы в привлечении рабочих из КНДР, отметил независимый эксперт в сфере миграции Вадим Коженов. Он также сообщил, что переговоры ведутся о привлечении на российский рынок работников из Вьетнама.
Речь идет о странах с огромным миграционным потенциалом. Население Индии составляет 1,42 млрд человек, эта страна занимает первое место по численности населения в мире. Население Вьетнама составляет 100 млн человек, Кении - 51 млн человек, Буркина-Фасо - 22 млн человек, Бурунди - 13 млн человек. Для сравнения: в лидирующих сейчас по числу трудовых мигрантов в России странах проживает: 10 млн человек в Таджикистане, 7 млн человек в Киргизии, 3 млн человек в Армении.
В то же время миграционные потоки из стран дальнего зарубежья более сложные, так как эти страны относятся к визовым. А значит, разрешение на работу должен получить и мигрант, и работодатель - на привлечение рабочей силы, рассказывает член Cовета при президенте РФ по межнациональным отношениям, профессор ГУУ Владимир Волох. Такие мигранты въезжают в Россию в рамках определенной минтрудом квоты, которая на 2024 год составляет 155 тыс. работников. Дополнительный резерв заложен в размере 51,9 тыс. человек.
С одной стороны, это задает четкие рамки, какое количество мигрантов может въехать в страну, с другой - процесс становится более контролируемым, чего не удается добиться с безвизовым въездом. Другое дело, что такие сотрудники редко могут приехать в страну сами, у них просто нет денег на дорогие перелеты. Поэтому формирование устойчивого потока из визовых стран - это инициатива работодателей, которые возьмут расходы на себя, и регионов, которые согласуют выделение квот и помогут наладить сотрудничество с определенной страной, полагают эксперты.
Работать в России
У пациентов российских больниц врачи из Африки еще вызывают удивление, но с каждым годом все меньшее. В Санкт-Петербурге работает невролог из Камеруна, в Удмуртии - травматолог из Судана, а штат омской поликлиники пополнил терапевт из Нигерии.
29-летний Офуйа Огенемаро Шедрак уже привык к трескучим морозам. Он с детства мечтал стать врачом, но в Нигерии высшее образование очень дорого. Поэтому решил попытать счастье в другой стране и выбрал Россию. Окончил Алтайский медуниверситет и встретил в Сибири любимую. Он уже неплохо выучил русский язык. "У нас, как и в других клиниках города, наблюдается острейший дефицит кадров. Специалистов привлекаем зарплатой. Терапевт у нас получает порядка 100 тысяч рублей", - поясняет главврач омской поликлиники №3 Игорь Письменный. А Офуйа уже агитирует последовать своему примеру младших сестер.
Однако не только жителей Африки привлекает работа в России. Якобус Йоханнес - гражданин Нидерландов. И работает он в Жилищном агентстве Московского района Санкт-Петербурга обычным механизатором. Ездит на тракторе "Беларус" по дворам и убирает снег. На русском говорит не очень хорошо, но язык с каждым днем у него становится все лучше благодаря коллегам и русской супруге. Иногда помогает электронный переводчик. В 2013 году он приехал на несколько дней в Петербург, город его поразил, и он стал бывать здесь регулярно. Создал турфирму, организовывал вояжи из Голландии в Северную столицу, потом наладил поставки сладостей. Но из-за пандемии и санкций бизнес пришлось свернуть. Здесь он нашел свое счастье: женился на очаровательной Елене. Увидел объявление о приеме в механизаторы ЖКХ. Зарплата его вполне устраивает, может быть и 100 тысяч рублей в месяц.
А в Ижевске дворником работает гражданин Турции. У Айкута основная специальность - массажист, но заказов зимой не так много. Сидеть же без дела он не привык. Поэтому когда в домовом чате разместили вакансию дворника, согласился без раздумий. Об этом рассказала его жена Екатерина. Сам Айкут пока не говорит по-русски. На работе общается с помощью переводчика в телефоне. В зоне его ответственности - два многоквартирных дома. В месяц получает около 40 тысяч. Екатерина говорит, что у мужа ни разу не возникло желания уволиться, даже в самые тяжелые дни. Вставать приходится рано, но в семье появился малыш, который все равно не даст долго поспать. "Когда сильно устает, просит сделать ему массаж, и спрашивает, когда уже закончится зима?" - рассказывает она. Екатерина отмечает, что в целом жильцы отнеслись к новому дворнику с симпатией - живет он в их доме, хороший семьянин. На днях Айкут получил вид на жительство. Так что теперь, возможно, будет подрабатывать в массажном салоне. Сертификат об обучении работодателя устраивает и турецкий.
https://rg.ru/amp/2024/02/27/peremena-mest.html
Алексей Майшев/ РИА Новости