Документальный кинопроект BLACK TO USSR, снятый в Мозамбике и ЮАР, посвящен судьбам выпускников советских ВУЗов, многие из которых сыграли заметную роль в своих странах. Они вспоминают учебу в России, поют русские песни, следят за политической повесткой и признаются в любви к своей второй Родине. Команда проекта получила множество наград на различных кинофестивалях, в том числе разделила спецприз жюри с Андреем Кончаловским на фестивале «Русское Зарубежье». Режиссер фильма Дария да Консейсао рассказала «Африканской инициативе» о своем проекте и о тех стереотипах, которые он помогает преодолеть.
— Как родилась идея создания фильма BLACK TO USSR?
— В документалистику я пришла не сразу: я училась в мастерской игрового кино в Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова. Неигровым (документальным) кино увлеклась чуть позже и, поскольку я всегда мечтала создать что-то в Африке, на своей второй Родине, этот фильм стал для меня особенным.
Герои моего фильма – не посторонние мне люди. В основном это члены моей семьи и их близкий круг, за исключением двух политиков из ЮАР, которые за время съёмок также стали моими хорошими друзьями и партнерами. В молодости обретаешь друзей, овладеваешь профессией, становишься родителем. Герои проекта BLACK TO USSR вспоминают этот жизненный этап в тесной связке с Россией и Советским Союзом, где прошло их студенчество. Такое невозможно забыть. Для моих героев Россия – это мир, в котором они жили.
В 2022 году я поехала в Африку в связи с семейными обстоятельствами: мой отец находился в тяжелом состоянии здоровья и врачи говорили, что есть риск не успеть. Несмотря на то, что в период вылета началась специальная военная операция и последовали западные санкции – отменяли рейсы, цены на авиабилеты подскочили в 6-7 раз, тогда ещё не были сняты ковидные ограничения зарубежом – я не могла откладывать поездку. Когда я приехала в Мозамбик и отцу стало легче, я поняла, что у меня есть силы и время снимать кино. Тогда я пригласила команду. В первую очередь, своего друга, оператора Вячеслава Ложкового. Вместе с ним мы снимали и в Мозамбике (Бейра, Мапуто, Понто д'Оро), и в ЮАР (Йоханнесбург). В итоге, проект был снят вопреки всем политическим, финансовым и ковидным ограничениям.
— Вы получили какую-то государственную поддержку?
— Наш проект абсолютно независимый, чем невозможно не гордиться. Мне кажется, что у любого режиссера самая большая трудность – это финансирование. Как снарядить экспедицию на другой континент, когда курс доллара стал в два раза больше, чем на стадии планирования? Как построить маршрут через какие-то дружественные государства, только чтобы обменять деньги? Наш проект выжил, несмотря ни на что, но это было очень непросто. Получив зрительское внимание, фестивальные награды, будучи представленными на саммите БРИКС в ЮАР, где на показе присутствовали герои фильма – лучший друг Нельсона Манделы и принц ЮАР, может быть, после всего этого непростого пути, мы, наконец, получим господдержку. Показ фильма для делегатов саммита БРИКС в ЮАР прошел благодаря поддержке частного университета "Синергия" и лично В.Г.Лобова, ведь деятельность "Синергии" – это продолжение российско-африканского диалога в сфере высшего образования.
Также нас поддерживает "Центр Народной Дипломатии", который ведёт активную деятельность в странах Африки. Наталия Красовская – исполнительный директор "Центра Народной Дипломатии" подписала соглашение об открытии Русского Дома в Буркина-Фасо с Евгением Примаковым. Не могу не отметить, что поддержку мы получаем и от Международного Альянса стратегических Проектов БРИКС: его руководитель – Лариса Зеленцова, дипломат высочайшего уровня, курирует крупные международные проекты в странах БРИКС и на Африканском континенте.
Есть некоторые материалы, которые не вошли в фильм. Раньше я очень переживала об этом, сейчас я надеюсь у нас будет продолжение проекта, благодаря помощи партнёров. Мы обязательно используем там не вошедшие в фильм кадры.
— Какие из героев фильма оказались наиболее яркими для вас?
— Если говорить про яркие, незабываемые встречи, то это встреча с Габриэлем Токио Сексвейлом – военным инженером, попечителем FIFA, который сидел двенадцать лет в одной камере с Нельсоном Манделой в период их борьбы с апартеидом и позднее был премьер-министром ЮАР. На сегодняшний день он ушел из большой политики и занимается бизнесом. Он с благодарностью вспоминал то время, которое провел в России как военный специалист. Впоследствии он действенно выражал свою любовь дважды приглашая Большой театр в Африку на гастроли. Для меня знакомство и общение с ним переросли в дружбу и сейчас мы занимаемся проектами в разных сферах.
Другим героем фильма стал один из принцев ЮАР – Сипхиве Дломо, курирующий развитие автомобильной промышленности в ЮАР, а также вопросы, связанные с атомной энергетикой. Одной из ярчайших героинь фильма стала официальный представитель МИД России Мария Захарова. Я очень уважаю и люблю её за искренность и энергию, с которой она подходит к своей работе. В своём фильме я не позиционирую её только как политика – она воплощение настоящей русской женщины с открытой душой и умением сопереживать и горю, и радости.
— Расскажите подробнее о своей личной российско-африканской истории
— О ней сложно сказать в двух словах. Русская часть моей семьи посвящает свою жизнь и деятельность исконному традиционному русскому искусству, культуре, а африканские родственники являются прекрасными представителями исконно африканской культуры.
Почти всю свою творческую деятельность я связываю с Россией. Проект "BLACK TO USSR", как ни странно, тоже посвящен ей. Фильм нацелен на российского зрителя. Буквально через несколько месяцев можно будет увидеть его в широком прокате. Сейчас завершается этап фестивального продвижения проекта.
— Пока ваш фильм не вышел в прокат, расскажите, как он был встречен публикой на фестивалях?
— Фестивальная премьера состоялась в рамках 44-го Московского международного кинофестиваля в кинотеатре "Октябрь", присутствовали послы Мозамбика, Гренады, Бахрейна и представители МИДа. Тогда было очень много разных отзывов, в основном положительных и ярких. Многие зрители удивлялись как любят Россию в Африке.
Поразительно, что до сих пор в России у людей вызывает удивление когда человек с другим цветом кожи говорит на русском языке. Если человек, будучи русским, говорит на английском, китайском, португальском, французском, суахили – это никого не изумляет. Но когда кто-то говорит на русском – это изумляет! Это даже как-то грустно, потому что русский язык достоин, чтобы его знали во всех концах земного шара.
— Вы затронули тему стереотипов об Африке в нашем обществе. Какие еще распространенные заблуждения о жителях африканских стран вы встречаете чаще других?
— Людей удивляет даже то, что африканцы в курсе актуальной российской политической повестки. Россия же не на Луне находится, мы все живем на одной планете. Если русского человека спросить про Байдена или Илона Маска, он что-то да скажет. Про Си Цзиньпина скажет, про Латинскую Америку или ЮАР. А если человек учился в России, то было бы странно, если бы он не знал что-то про нее.
— Должна ли Россия сыграть какую-то особую роль для Африканского континента?
— Я не думаю, что африканцы ждут какой-то помощи или участия, они просто живут своей жизнью. На сегодняшний день, Россия, к сожалению, от Африки намного дальше, чем был Советский Союз. В советское время в Африке было присутствие огромного количества специалистов: кто-то был военным советником, кто-то – ученым, кто-то – врачом и т.д. Россия в Африке сегодня стоит на иных позициях, чем некогда Советский Союз.
Люди заинтересованы в достатке своей семьи, заняты своей жизнью и думают о хлебе насущном. Вопросы межконтинентального сотрудничества мало кого действительно беспокоят что в России, что в Африке. Исключение составляют владельцы крупного бизнеса, завязанного на международные отношения, деятели культуры, которые имеют международные проекты и интересы, работают с зарубежными зрителями и партнерами, фестивалями.
Я не думаю, что русский человек в своей повседневной жизни как-то беспокоится о том, как дела в Мозамбике, Конго, Гане и т.д. Может, если чуть-чуть больше телевизионного эфира будет посвящено африканским странам, это как-то больше станет интересовать людей.
Мы не позиционируем кинопроект как научное исследование – это живые впечатления, кинолетопись, созданная с любовью к обеим культурам –русской и африканской. Я посвящаю его памяти моего отца, которого не стало в этом ноябре и благодаря которому создан этот фильм.