Возвращение России в Африку — важная часть глобальных изменений и рождения нового миропорядка, убежден политический консультант и преподаватель кафедры политической теории МГИМО МИД России Олег Яновский. В интервью «Африканской инициативе» он рассказал какие регионы, ресурсы, проекты и логистические маршруты становятся ключевыми для взаимовыгодного сотрудничества с союзниками России в Африке.
Объясните с точки зрения политической науки предпосылки такого активного сближения России и Африки именно в последние годы?
Африка выходит на передний план как ключевой актор в формировании нового справедливого миропорядка. Континент находится в авангарде антиколониального движения, демонстрирует не только устойчивость к внешнему давлению Запада, но и активную позицию в отстаивании собственных интересов, что делает его исключительно привлекательным партнером для России.
Москва, осознавая стратегическую важность, а также исторически дружеские отношения с народами Африки, стремится к углублению сотрудничества, видя в африканских государствах не только равноправных партнеров, но и союзников в построении альтернативного мирового устройства. Это не просто внешнеполитическая стратегия, а всесторонний подход, включающий экономическую интеграцию, инфраструктурное взаимодействие и обеспечение стабильности в регионе.
Важно подчеркнуть, что российско-африканские отношения строятся на основе взаимного уважения и стремления к суверенитету. Отход от колониального наследия, особенно в контексте доминирования колониальных институтов франсафрики и США, становится ключевой задачей на пути к реализации этих амбиций. Москва и африканские столицы вместе работают над формированием новой экономической, технологической и политической архитектуры, способной обеспечить континенту независимость и процветание.
Россия не просто предлагает помощь, а активно участвует в создании условий для самостоятельного развития африканских государств, вкладывая инвестиции в экономику, поддерживая развитие местных производств и экспортируя высокие технологии.
Опишите основные направления российско-африканского экономического партнерства. Как сделать его более взаимовыгодным для сторон?
Ключевым направлением российско-африканского партнерства является создание устойчивых экономических и торговых связей, которые позволят континенту освободиться от односторонней зависимости от западных экономических моделей. Чтобы сделать российско-африканское экономическое партнерство максимально взаимовыгодным, необходимо сосредоточить усилия на следующих аспектах:
Первое — развитие инфраструктуры. Инвестиции в создание и модернизацию транспортных коридоров, портовой и логистической инфраструктуры позволят Африке интегрироваться в мировую экономику как равноправный партнер.
Второе — технологическое сотрудничество. Передача российских технологий и разработка совместных инновационных проектов станут основой для технологического прорыва африканских стран.
Третье — развитие человеческого капитала. Инвестиции в образование и подготовку кадров, обмен знаниями и опытом укрепят экономическую самостоятельность и способность к саморазвитию африканских стран.
Четвертое — создание независимой финансовой системы. Разработка и внедрение механизмов, обеспечивающих финансовую независимость Африки, помогут континенту защитить свои экономические интересы на международной арене.
Подход, основанный на принципах равенства, уважения и взаимной выгоды, лежит в основе российско-африканского партнерства. Это партнерство не только способствует достижению общих экономических целей, но и вносит вклад в формирование многополярного мира, где каждое государство имеет возможность реализовать свой потенциал в полной мере.
Текущий геополитический ландшафт переживает эпохальный сдвиг от глобализации к концепции регионализации, где ключевым драйвером развития является совместная реализация мегапроектов. Африка выступает не просто как участник, но как центральный элемент нового миропорядка. Этот континент, объединяющий в себе богатство ресурсов и невероятный потенциал для роста, становится ареной для реализации самых смелых инфраструктурных и инвестиционных проектов.
Россия, представляя собой стратегического партнера, предлагает альтернативные маршруты и платформы для торговли, способствующие всестороннему развитию африканских государств.
Одним из ярких примеров такого сотрудничества является поддержка Россией антиколониальных движений в Сахеле, в частности в Мали, Нигере и Буркина-Фасо. Сотрудничество не ограничивается лишь военно-технической помощью для обеспечения безопасности региона, но также включает в себя реализацию широкомасштабных экономических проектов, привлечение российских инвестиций, технологий и передового опыта.
Какие логистические маршруты должны стать приоритетом для укрепления экономического партнерства России и дружественных африканских государств в условиях санкций и региональных конфликтов?
Первостепенное значение приобретают авиационные маршруты, благодаря их надежности и проверенной эффективности. Авиатранспорт остается незаменимым в условиях, требующих скорости и безопасности перевозок.
В дополнение к этому, река Нигер представляет собой стратегический ресурс для логистики. Речной порт Куликоро в Мали, как ключевой узел, обеспечивает уникальные возможности для транспортировки грузов, особенно учитывая риски, связанные с региональными конфликтами и состоянием дорожной инфраструктуры.
Железнодорожные маршруты, такие как Дакар-Нигер и Абиджан-Нигер, представляют собой еще один важный элемент в укреплении экономического взаимодействия. Планы по их расширению и модернизации открывают перспективы для увеличения объемов грузоперевозок и повышения их безопасности, минимизируя при этом зависимость от автомобильных дорог.
Автомобильные маршруты, включая транссахарское и транссахельское шоссе, несмотря на существующие риски и вызовы, также играют важную роль в логистической сети, способствуя расширению торговых связей и доступности отдаленных регионов.
Развитие этих маршрутов требует скоординированных усилий и внимания к обеспечению безопасности, что, в свою очередь, открывает новые горизонты для глубокого и многоаспектного партнерства между Россией и Африкой. Это сотрудничество предполагает не только экономическую выгоду, но и стратегическое партнерство, направленное на создание альтернативы традиционным западным моделям и укрепление суверенитета и независимости африканских государств.
Какие стимулы и препятствия существуют для выстраивания этих путей?
В контексте укрепления экономического партнерства между Россией и дружественными африканскими государствами, особое внимание уделяется как стимулам, так и препятствиям на пути развития логистических маршрутов.
Стороны испытывают мощный стимулирующий эффект от доступа к богатым природным ресурсам Африки, таким как литий, уран, марганец и пр. Эти ресурсы представляют несомненный интерес для России, добавляя экономический вес взаимодействию. Кроме того, стратегическое геополитическое положение региона Сахеля, расположенного на перекрестке важных торговых путей, усиливает его значимость в глобальном контексте, делая регион ключевым партнером в выстраивании новых экономических связей.
Однако и препятствия на этом пути многогранны. Политическая нестабильность и региональные конфликты вносят элемент риска в транспортные и экономические операции. Проблематика безопасности на дорогах, особенно актуальная в Мали и Буркина-Фасо, где нападения на транспортные средства и плохое состояние дорожного покрытия ставят под угрозу надежность перевозок. Кроме того, недоразвитая и устаревшая транспортная инфраструктура значительно усложняет логистические схемы, увеличивая их стоимость и сроки выполнения.
Не в последнюю очередь, международные санкции и политические ограничения могут стать барьером для доступа к портам и использования определенных маршрутов, в то время как проблемы связи и интернет-покрытия лишь усугубляют ситуацию, затрудняя эффективное взаимодействие и управление логистическими процессами.
Большинство из этих проблем – прямое наследие колониальной политики Франции, которая намеренно сдерживала развитие региона с целью дешевой эксплуатации человеческих и природных ресурсов региона. Очевидно, с приходом России этот период закончился.
Где следует прилагать особые дипломатические усилия?
Дипломатические усилия должны быть сосредоточены там, где интеграция ресурсов, знаний и стратегических интересов способна привести к формированию устойчивых и взаимовыгодных связей.
Усиление региональной безопасности является приоритетом, особенно через взаимодействие с «Союзом государств Сахеля». Эффективная борьба с терроризмом и поддержание стабильности в регионе требуют разработки и реализации комплексных программ, которые были бы направлены на обеспечение мира и порядка.
Дипломатические усилия должны также направляться на улучшение инфраструктуры, включая развитие дорожной сети, модернизацию железнодорожных линий и укрепление портовой инфраструктуры. Это создаст надежную основу для устойчивого экономического развития и логистики.
Внимание заслуживает налаживание гуманитарных программ и привлечение инвестиций в местные инновационные проекты, способные изменить экономический ландшафт Африки. Российские технологии и инвестиции могут сыграть ключевую роль в преобразовании Сахеля, делая акцент на развитие инфраструктуры связи, цифровизации, финансовых услуг и обеспечении доступной логистики.
Поощрение российского бизнеса к вложению средств в африканские отрасли, выходящие за рамки традиционной добычи полезных ископаемых, открывает новые горизонты для сотрудничества. Совместные проекты по разработке таких значимых ресурсов, как литий, необходимы для ответа на возрастающий спрос на энергоэффективные решения, включая значимое для России производство литиевых аккумуляторов.
Дипломатическое содействие в создании условий для взаимовыгодного сотрудничества, развитие инфраструктурных проектов и поддержка инновационного позволят не только достичь конкретных экономических выгод, но и способствовать формированию основы для нового мирового порядка. В нем Россия и Африка выступят как равноправные партнеры в создании устойчивого и справедливого международного сообщества.
Какие конкретные инфраструктурные проекты в связи с этим могут быть реализованы? И возможно ли в них партнёрство с кем-то из других глобальных или региональных игроков?
Одним из ключевых направлений является развитие дорожной и железнодорожной инфраструктуры, что включает в себя проекты по расширению и модернизации существующих железнодорожных линий, таких как Дакар-Нигер и Абиджан-Нигер, а также строительство новых дорог и ремонт устаревших. Эти усилия направлены на создание надежной и эффективной транспортной сети, способствующей экономическому росту и интеграции региона.
Важную роль в этом процессе играет создание логистического хаба Mali Logistics Hub вблизи столицы Мали, Бамако. Этот проект, реализуемый при участии DP World из ОАЭ, представляет собой стратегический центр для обработки и распределения грузов по всему региону, что существенно повысит его логистическую интеграцию и экономическую привлекательность.
Партнерство с глобальными и региональными игроками, включая страны БРИКС+, предоставляет уникальные возможности для реализации таких проектов. Совместные усилия способны привлечь необходимые ресурсы, знания и технологии для успешного выполнения масштабных задач, стоящих перед регионом.
Также критически важным аспектом является развитие телекоммуникационной инфраструктуры и цифровизация региона. В регионе покрытие интернетом колеблется от 8 до 15 процентов, практически везде есть проблемы с телекоммуникационной инфраструктурой, в подавляющем большинстве единственный источник связи в регионе и получения информации — радио. Улучшение доступа к интернету и совершенствование связи откроют новые горизонты для образования, бизнеса и управления, стимулируя экономическое развитие и социальное улучшение.
Россия и Африка объединены общими целями и идеалами, стремятся к созданию мира, где каждое государство способно самостоятельно определять свой путь развития, опираясь на принципы взаимного уважения, суверенитета и равенства.
https://afrinz.ru/2024/02/rossijskie-tehnologii-mogut-sygrat-klyuchevuyu-rol-v-preobrazovanii-sahelya-intervyu-prepodavatelya-politicheskoj-teorii-v-mgimo-olega-yanovskogo/