Войти

Регистрация

Премьер Нигера: угроза вторжения еще актуальна

5D556765-AC8B-42A8-BA7F-55A2A4586F2A

 Уходящий год для Нигера стал историческим из-за июльского переворота и решения о полном выдворении французского военного контингента с территории страны. О внешнеполитическом векторе новых властей, об условиях возобновления диалога с Францией и Западом в целом, а также о целях визита в Ниамей замминистра обороны России Юнус-Бека Евкурова, в интервью РИА Новости рассказал премьер-министр Нигера Али Махаман Ламин Зейн.— Российский замминистра обороны недавно совершил свой первый визит в Ниамей, во время которого были подписаны документы об укреплении сотрудничества в военной сфере. Как вы планируете укреплять военное сотрудничество? Какие аспекты вас больше всего интересуют?— Сначала нужно сказать, что речь идет не только о военном сотрудничестве. Нигер очень давно сотрудничает с Российской Федерацией, так что этот визит замминистра обороны является частью укрепления и углубления этих связей. Нужно помнить, что в 1992 году РФ закрыла свое посольство в Нигере, а три-четыре года спустя мы сами были вынуждены закрыть наше посольство в Москве, но это не помешало двум странам продолжать поддерживать сотрудничество. Путем предоставления студентам грантов на обучение оно привело к улучшению потенциала врачей, уже обученных у вас, и инженеров сельского хозяйства, которые также прошли хорошую подготовку в России.

Мы считаем, что этот визит состоялся во время подъема (сотрудничества). Очевидно, что наша страна, которая в течение почти десяти лет имеет дело с вызовом, связанным с терроризмом, пытается получить поддержку со стороны всех дружественных стран. Нужно помнить, что с 2007 года, когда я был в правительстве покойного президента Танджи, Нигер уже приобрел летательные аппараты и некоторое количество техники, которые позволили нам покончить с бандитизмом. Это было сделано на основе сотрудничества, которое прослеживается по документам и которое сегодня активизируется, техническое обслуживание этого оборудования периодически осуществлялось и осуществляется. Таким образом, еще раз надо сказать, что Нигер и Российская Федерация вновь взаимодействуют, и мы пытаемся продвинуться дальше во всех сферах экономики и безопасности.

— Не могли бы вы уточнить, в каких сферах, помимо обороны, вы хотели бы укрепить сотрудничество и планируются ли визиты на высоком уровне между нашими странами в ближайшем будущем?— Как я уже сказал, нас интересуют подготовка студентов и сельскохозяйственная сфера. Мы очень хорошо знаем, на каком уровне находится сегодня Россия в сельскохозяйственном производстве. Наша страна огромная и, конечно, намерена укреплять сотрудничество в этой сфере. Мы также стремимся в сферу торговли, просто чтобы активизировать обмены. Я надеюсь, что все это произойдет и станет более конкретным в ближайшие недели. Мы не исключаем поездку, чтобы получить самую значительную пользу.

— Тогда мы ждем вас в Москве. Отмена закона о нелегальном ввозе мигрантов может быть воспринята как своего рода провокация со стороны ЕС. Ожидаете ли вы каких-либо мер со стороны Евросоюза в отношении Нигера, которые могут навредить стране?

— Для нас это не столько провокация, сколько несправедливость. Евросоюз принял решение приостановить сотрудничество с Нигером, введя санкции против населения страны после государственного переворота 26 июля. Вы знаете, я думаю, вы тоже были свидетелями огромной поддержки населения, которая в действительности является очень ярким примером выбора, который сделали нигерцы, чтобы объединиться, работать над своим единством, работать ради независимости, которую они решили утвердить. Так, если Европейский союз, который помогал нам в течение многих лет, теперь считает, что он должен прервать свое сотрудничество с Нигером, то это не означает, что мы собираемся цепляться за сотрудничество, которое зачастую сопровождается определенным количеством резко противоречащих нашим ценностям условий. И в этом отношении нигерцы решили отвернуться от этих вопросов. Я надеюсь, что голос разума будет услышан и что, если они того пожелают, мы сможем возобновить сотрудничество, которое на этот раз должно быть основано на взаимном уважении.— Недавно был расторгнут ряд соглашений с Евросоюзом и Францией. Намерены ли вы предпринять другие действия в ближайшем будущем?— Денонсация соглашений – это не любимая игра. Если соглашения, о которых вы говорите, и были денонсированы, то это было сделано обдуманно и ответственно. Я предполагаю, что вы имеете в виду закон 2015 года, который полностью обедняет регион Агадеса, являющийся туристическим регионом, и который не вписывается в концепцию, предполагаемую Сахелем, то есть свободу приезжать и уезжать. В пустыне считается, нет никаких барьеров, нужно быть свободным. Закон, о котором вы говорите, также противоречит положениям наших обязательств перед ЭКОВАС, в которых закреплено свободное передвижение людей и товаров. Поэтому его отмена по праву должна принести облегчение людям и восстановить уважение, которое мы должны оказывать нашему народу.

— Правительство Нигера потребовало вывода французских войск. Соединенные Штаты тоже располагают военным контингентом в Нигере. Почему такое же решение не было принято в отношении них?

— Возможно, этот вопрос следовало бы задать французам, но не мы просили французов вывести войска. Они приняли суверенное решение прекратить наше военное сотрудничество тогда, когда они были нам очень нужны для борьбы с терроризмом. Очевидно, это резко контрастировало с уважением к нашему народу, это позиция снисхождения и выражения презрения французских властей вынудило нас принять решение о просьбе к партнерам уйти. Американская позиция не была воинственной по отношению к нашему народу. Но наш народ тщательно изучает условия, на которых мы должны в будущем поддерживать отношения с некоторыми дружественными странами.У нас была встреча с представителем правительства США. Мы провели крайне откровенную беседу и подтвердили наш суверенитет. Мы сказали, что если США пожелают, то мы полностью открыты для них. Знаете, Нигер — очень, очень большая страна с очень древней цивилизацией, которая принимает всех, но это страна, которая настаивает на необходимости уважать свою культуру, свои традиции и свою религию.

— Соединенные Штаты имеют привычку выступать против сотрудничества с Россией и другими странами. Оказывается ли на Нигер какое-либо давление?

— Я могу сказать, что никто больше не будет навязывать Нигеру что-либо. Народ Нигера больше не намерен мириться с этим. Мы перешли рубеж, и никто больше не будет приходить и указывать нам, что делать. Это необходимо понять. С этим покончено!— Какой прогресс достигнут в переговорах с ЭКОВАС, в особенности после решения продлить санкции против Нигера?— ЭКОВАС – это экономическое сообщество стран Восточной Африки. Но если посмотреть на прошедшие годы, в особенности в отношении Нигера, мы больше не говорим об экономике. Мы говорим о войнах, атаках, санкциях на медикаменты и продовольствие и закрытии границ. Это несправедливые меры, они негуманны и полностью нелегальны. Ни в одном положении договоров этой обширной организации вы не найдете санкций. Я бы даже сказал, это наказание, подразумевающее закрытие границ и санкции, не позволяет людям получить доступ к лекарствам, люди умирают в больницах. А народ не может ничего сделать. Если ЭКОВАС, в которое мы еще верим, хочет достигнуть решения, тот путь, который он выбрал... Очевидно, что Нигер готов, потому что мы внесли вклад в создание организации. Не стоит забывать, что разные президенты, которые приходили к власти в Нигере, вносили существенные контрибуции в создание организации. Поэтому, естественно, мы согласились на продолжение диалога. Отказаться от диалога было бы несправедливо по отношению к нашему государству с самого начала.Надо понимать, что когда принималось решение наказать Нигер, никто не консультировался с властями и не согласовал это с ними. Можно было сказать: "Хорошо, вы приняли ваше решение, оставайтесь там, где вы есть". Но мы согласились на дискуссию. Здесь прошло множество миссий. В действительности решения, принятые на последнем саммите, — это более или менее официальное указание для Того и Сьерра-Леоне на сближение с нами. Вчера здесь была первая миссия, а в январе, бог даст, мы возобновим переговоры, чтобы ЭКОВАС быстро понял, что санкции контрпродуктивны и нелегальны.

И мы задаемся вопросом: кто разжигает огонь в этой организации? Я говорю о госслужащих. Когда они приходят домой, смеют ли они взглянуть в зеркало и спать спокойно? Я думаю, что нужно как можно скорее прекратить эти санкции. Но Нигер пробьет себе дорогу. Нигер решил двигаться вперед и работать для своего народа и общественности, вместе с которыми мы решили строить будущее.

— Рассматриваете ли вы возможность попросить гуманитарной помощи у России. Президент России Владимир Путин уже направил помощь во множество африканских стран, включая Мали и Буркина-Фасо?

— Глава государства принял российского посла и миссию в ходе их визита. И он дал понять, что Нигер — страна, которая понимает разницу между токсичной помощью и той, которая должна помочь нам избавиться от необходимости искать помощь, а нам не придет в голову постоянно быть с протянутой рукой. На переговорах на высшем уровне мы говорим, что наше государство нуждается в помощи всех наших друзей. Вы знаете, я не буду вдаваться в детали, но в лучшие времена нашего государства мы оказывали помощь французам и другим. И когда мы попадаем в такую трудную ситуацию, это не проблема, мы можем признать, что нас нужно поддержать. Но Нигер намерен развивать сотрудничество, построенное по принципу win-win с Российской Федерацией, которая является великой страной, и со всеми другими миролюбивыми странами. Это наша цель.— Среди всего прочего ЭКОВАС потребовал освобождения бывшего президента Базума. Рассмотрите ли вы это требование в обмен на снятие санкций?— Я уже говорил вам о смертях, которые были зафиксированы в медицинских центрах из-за нехватки медикаментов в некоторых районах. В Нигере проживает 26 миллионов человек. Было бы лучше, чтобы ЭКОВАС думал о судьбе 26 миллионов нигерцев, которые столкнулись в настоящий момент с трудностями, а не о свергнутом президенте, который находится в полном здравии, и чья честь и достоинство неукоснительно уважаются. И, как сказал президент Тчиани, когда придет время, ситуация вокруг его положения прояснится. И не забывайте, что из всех глав государств, чьи режимы были свергнуты, ни к кому не проявляли такого внимания, как к свергнутому президенту господину Базуму. В настоящее время свергнутый президент находится в президентском дворце. У него остался свой дом. Все это делается для того, чтобы продемонстрировать нашу добрую волю и уважение, которое мы чувствуем по отношению к тем, кто руководил нашей страной, пусть даже на протяжении всего одного дня.


— По итогам министерских встреч в Бамако в рамках Альянса государств Сахеля (AES) было рекомендовано создать конфедерацию трех стран. Была ли эта рекомендация принята во внимание президентом Тчиани? В какие сроки это может быть реализовано?


— Президент Тчиани поддержал идею потепления отношений между тремя странами. Никогда не стоит забывать, что Альянс основывается на том, что мы называем Организацией комплексного развития региона Липтако-Гурма (LGA), существующей с 1970-х годов. Нигер, Мали и Буркина-Фасо являются братскими странами, связанными историей и географией, в связи с особенностями которой они не имеют выхода к морю. Поэтому на очень раннем этапе отцы независимости решили создать LGA, а сегодня LGA превратилась в AES. И AES на самом деле был создан, чтобы дополнить все то, что уже существовало и дремало, то, что мы должны разбудить, а также в соответствии с принципом самообороны, то есть в рамках вопросов обороны и безопасности. Поэтому это представляет собой укрепление той организации, которая существует с 70-х годов. Так что не удивляйтесь тому, что президент Тчиани укрепляет эту ось. Он направился в поездку, чтобы поблагодарить Буркина-Фасо и Мали, — и стоит сделать это еще раз, этого всегда недостаточно, — которые заложили два важных направления. Первое — это отказ применить меры, о которых мы говорили, чтобы наказать Нигер, и эти две страны ясно дали понять, что если Нигер подвергнется нападению, то они также вступят в бой для его защиты. Таким образом, Мали, Буркина-Фасо и Нигер — это три брата-близнеца.Но не стоит также забывать и о таких странах, как Чад, которые отказались участвовать в операции по уничтожению, надо отдать им должное. И Чад очень рано дал понять, что не допустит нападения на Нигер. Так что для нас AES — это выбор, который мы сделали свободно, и это часть нашего решения освободить себя и действительно пойти вперед к утверждению нашего суверенитета.

— Значит, в будущем некая конфедерация будет создана?

— Наша цель состоит в развитии стран, в обеспечении сыновей этих стран минимумом, то есть хорошим образованием и работой. Чтобы они жили в безопасности и мире. В настоящее время наши страны не стремятся отправиться в космос. Мы всего лишь стремимся обезопасить свою территорию, развивать вековые связи, существующие между нашими народами, и добиться того, чтобы нам никто не навязывал то, что мы не были намерены делать. Вот и все.— Большое спасибо, вы бы хотели еще что-либо добавить?— Я хотел бы поблагодарить вас. Воспользуйтесь своим микрофоном, чтобы еще раз сказать нашему народу, который объединился и поднялся, чтобы сказать "нет" несправедливости, "нет" вторжениям, "нет" всему, что затрагивает его суверенитет, его достоинство, этот народ, который продолжает твердо стоять и по сей день. Вы видите, с 26 июля этот народ согласился время от времени терпеть (невзгоды), народ, который будет продолжать твердо стоять и пользоваться всеми ресурсами, которые будут эксплуатироваться. Потому что именно в этом заключается цель процесса грамотного управления: ни один франк не пойдет ни на что кроме преданной службы народу. И никогда нельзя забывать, что мы верующие и должны отчитываться перед Аллахом. Поэтому я хотел бы воспользоваться этой возможностью и заверить всех наших партнеров, что мы миролюбивая страна, я надеюсь, что очень скоро мы сможем собраться вместе и что будет меньше стран, настроенных враждебно по отношению к нам, и что мы сможем пересчитать их по пальцам. И мы просим эти страны принять во внимание ту волну людей, которую они видят каждый вечер в восьми регионах Нигера, чтобы они понимали, что если они собираются иметь с нами дело… Это не шутки...

https://ria.ru/amp/20231219/niger
1916589449.html
© AFP 2023Премьер-министр Нигера Али Махаман Ламин Зейн. Архивное фото













Германия надеется сблизиться с Африкой в сфере кли...
Пранкер Вован рассказал о розыгрыше премьера Ирлан...

Читайте также: