Войти

Регистрация

Экспорт в цифре На какие рынки стремятся российские экспортеры и зачем им цифровая платформа

4BE3B537-BC07-4B25-B196-88B7CC95B3E5

Государство заинтересовано в наращивании несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ): президент РФ Владимир Путин поставил задачу к 2030 г. увеличить ННЭ как минимум на две трети. Чтобы добиться поставленных целей, правительство планирует продлить срок действия нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», а чтобы экспортеры могли получать господдержку без излишних бумаг и бюрократии, в Российском экспортном центре (АО РЭЦ, входит в группу ВЭБ.РФ) была разработана цифровая платформа «Мой экспорт».

От логистики до выставок

В 2019 г. в России заработал национальный проект «Международная кооперация и экспорт», в январе 2021 г. его переработали, обновив основные параметры и инструменты государственной поддержки. Изначально он был рассчитан на шесть лет – до 31 декабря 2024 г., однако российское правительство по просьбе бизнеса планирует продлить его до 2030 г.

Что такое несырьевые товары

Главным критерием для отнесения товара к сырьевому или несырьевому является степень участия человека в формировании его принципиальных характеристик. Сырье – это материалы, имеющиеся в природной среде и извлекаемые из нее: минеральное топливо, руды и другие полезные ископаемые, а также древесина. Кроме того, к сырью относятся массовые отходы: лом черных и основных цветных металлов, макулатура и т. п.
Все остальные товары считаются несырьевыми и различаются степенью и сложностью переработки. От самых простых (зерно, удобрения, крупнотоннажная химия) до самых сложных (машины и механизмы, фармпродукция, одежда, обувь, мебель и т. д.).

Основная цель нацпроекта – наращивание ННЭ. Действующие и потенциальные экспортеры, включая малый и средний бизнес, вправе получать как финансовую, так и нефинансовую поддержку от государства. Значительная часть программ реализуется через национальный институт развития несырьевого экспорта РЭЦ и цифровую платформу «Мой экспорт».

«Российский бизнес выходит в страны с растущим спросом, где нашу продукцию пока не так хорошо знают. И здесь стоит отметить работу нашего Российского экспортного центра, ключевого института развития в сфере внешнеэкономической деятельности», – отметил премьер-министр Михаил Мишустин, выступая в рамках форума «Сделано в России» в октябре 2023 г.

«Всего в 2023 г. Группа РЭЦ предоставила компаниям финансирование объемом 587 млрд руб., что в 1,6 раза превысило финансирование в 2022 г. Объем внешнеторговых сделок с использованием инструментов прямой поддержки Группы РЭЦ составил $17 млрд (рост к 2022 г. – 33%)», – сообщила генеральный директор РЭЦ Вероника Никишина. Вырос и охват отраслевых мер поддержки. В 2023 г. поддержку от РЭЦ получили около 24 000 организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Это на 23% больше, чем годом ранее.

По словам Никишиной, в 2023 г. для экспортеров были доступны через РЭЦ 10 программ господдержки на 66 млрд руб. и все они пользовались высоким спросом. Это программы повышения конкурентоспособности (обеспечивают доступ к льготному кредитованию и страхованию), компенсация затрат на транспортировку продукции, на омологацию (приведение технических характеристик товара в соответствие со стандартами страны-импортера), на сертификацию продукции за рубежом, поддержка участия компаний в зарубежных выставках (инфографику об итогах работы РЭЦ и платформы «Мой экспорт» в 2023 г.).

Из-за глобальной перестройки экспортных потоков в дружественные страны экспортеры испытывают сложности с транспортировкой товаров, поэтому компенсация логистических затрат – одна из самых востребованных услуг, она позволяет вернуть до 80% понесенных расходов на транспортировку промышленной продукции и от 25 до 100% – на транспортировку продукции АПК, которые можно направить на развитие бизнеса. Еще одна востребованная мера поддержки – софинансирование затрат на участие в международных выставках и деловых миссиях.

По словам Максима Бурнаевского, генерального директора ООО «Мибао» (производитель меда из Самарской области), компания уже несколько раз участвовала в крупнейших выставках продуктов питания и оплачивала только 20% расходов, остальное покрыла господдержка, полученная с помощью РЭЦ. «Свою продукцию мы размещали на национальной коллективной экспозиции, которая обычно занимает значимую часть павильона крупнейших мировых выставок. На ней ярко светится вывеска Made in Russia, ее сложно не заметить, поэтому там всегда огромное количество посетителей. Если экспортеры ставят собственные стенды, то они, как правило, небольшие по площади – 3 х 3 м – и теряются на фоне большого количества участников», – рассказывает Бурнаевский.

Он подчеркивает, что помощь РЭЦ неоценима как на первом этапе, когда компания планирует выходить на зарубежный рынок, так и в последующем за счет предоставления различных инструментов.

«Благодаря поддержке РЭЦ мы рассчитываем выйти на новые рынки и ведем переговоры с компаниями из Вьетнама. Также в ближайшей перспективе планируются переговоры в странах Южной Америки, Индии, Африки и Ближнего Востока», – говорит Филипп Миславский, директор по стратегическому развитию одного из брендов водки в Китае.

Экспортный эффект

Исторический рекорд по объему ННЭ был достигнут РФ в 2021 г., когда показатель составил $194,2 млрд. «В настоящее время по объективным причинам объемы поставок на внешние рынки временно снизились. Восстановление мы связываем с переориентацией экспортных потоков в направлении Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки», – сказал в феврале 2024 г. вице-премьер Денис Мантуров. Он отметил, что удалось поменять структуру экспорта: доля ННЭ в общем экспорте страны выросла с 27% в 2014 г. до 35% в 2023 г.

При этом экспорт в дружественные страны продолжает расти. По данным ФТС России, в 2023 г. общий объем экспорта в страны Азии и Африки увеличился на 77% до $327,8 млрд.

В наибольшей степени (в стоимостном выражении) товарооборот растет в торговле с Китаем, Турцией и Индией. В лидерах также Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Объединенные Арабские Эмираты и Бразилия, отметил в декабре 2023 г. премьер-министр Михаил Мишустин. По его словам, доля дружественных стран в товарообороте внешней торговли к 2030 г. может достичь 90%.

Фокус на растущие рынки

Директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев подтверждает, что российские экспортеры в 2023 г. начали активно наращивать поставки в первую очередь на быстро растущие рынки стран Юго-Восточной Азии, особенно на потенциально емкий китайский рынок. Перспективными, хотя и менее освоенными, являются страны Африки и Латинской Америки.

В РЭЦ отмечают, что география присутствия России продолжит расширяться как в сторону перспективного рынка Африки, так и за счет усиления присутствия на Ближнем Востоке, в азиатских и арабских странах.

По словам Никишиной, развивающиеся рынки сильно выросли за последние 20 лет в экономическом и технологическом плане, а их доля в мировом ВВП уже достигла 58%. «Именно благодаря им мы видим восстановление роста российского экспорта – это уже ярко выраженный тренд, хоть нам и предстоит еще большой путь», – подчеркнула она в интервью «Российской газете».

Что везут на экспорт

В ННЭ можно выделить три крупные группы товаров: продовольственные, однородные промышленные товары (металл и удобрения), а также машины и оборудование, говорит старший научный сотрудник Центра исследований международной торговли Президентской академии Александр Фиранчук. Объем экспорта продовольствия в 2023 г. вырос до $43 млрд с $33 млрд в докризисном 2021 году. «Несмотря на ограниченное влияние санкций на экспорт продовольствия, его поставки в недружественные страны сокращались. Рост вывоза произошел за счет нейтральных рынков сбыта, в первую очередь Китая, Турции, Индии и стран Ближнего Востока», – уточняет он.

«Продовольствие – это хоть и новое, но уже во многом освоенное направление, причем не только сырье, но и продукты, готовые к употреблению, с высокой степенью обработки», – добавляет Данильцев из НИУ ВШЭ.

Экспортеры, поставляющие продукты питания на китайский рынок, отмечают, что российские товары пользуются у населения большим спросом. «Китай импортирует огромные объемы продуктов питания со всего мира, и наши товары они очень любят. Хорошие продажи показывают такие категории, как мед, шоколад, кондитерские изделия, молоко. Интересный факт: если на полке будут лежать российский шоколад и какой-нибудь европейский, китайцы предпочтут наш», – делится Бурнаевский (подробнее об экспорте в Китай см. в статье).

По итогам 2024 г. Фиранчук ожидает сохранения поставок продовольствия на уровне 2023 г. А общим ограничением для выхода на новые рынки называет высокую степень зарегулированности импорта продовольствия в большинстве стран. Здесь важна консультационная помощь в прохождении этих процедур, а также заключение межправительственных соглашений, что может оказать значительную поддержку и обеспечить должную диверсификацию российского экспорта продовольствия, полагает эксперт.

Вывоз однородных промышленных товаров, где доминируют металлы и удобрения, может восстановиться в физическом выражении до докризисного уровня в ближайшие 2–3 года, прогнозирует Фиранчук. Снижение поставок на рынки недружественных стран металлов и удобрений было в значительной мере компенсировано перенаправлением на нейтральные рынки – в Турцию, Индию, Китай, Бразилию.

Экспорт наиболее высокотехнологичной группы товаров «машины и оборудование» в ближайшие годы сохранится на уровнях значительно ниже докризисных (на 30–40%) по всем основным географическим направлениям, прогнозирует эксперт. Это в первую очередь связано с зависимостью выпуска отрасли от комплектующих из недружественных стран и более сложным перенаправлением поставок товаров высокой степени переработки. «Поэтому залогом устойчивости российского экспорта является доминирование в нем однородных товаров, которые проще перенаправлять на другие рынки сбыта», – считает Фиранчук.

Сложности сейчас прежде всего связаны с логистикой, платежами, традиционными проблемами освоения новых рынков. Это требует дополнительных финансовых и организационных усилий, полагает Данильцев.

Цифровизация без границ

География экспорта меняется. Теперь нужно выстраивать новые надежные цепочки поставок с учетом геополитических рисков и оптимизации затрат. Успех экспортного проекта зависит не только от качества поставляемой продукции и узнаваемости российского бренда, но и от сроков и стоимости доставки товаров на внешние рынки, отмечают в РЭЦ.

Один из инструментов, позволяющих снизить себестоимость и увеличить скорость получения госуслуг, – цифровизация. Цифровые платформы «позволяют оптимально выстроить взаимоотношения граждан, бизнеса и государства между собой», сказал Владимир Путин в послании Федеральному собранию.

Для экспортеров более трех лет работает созданная РЭЦ цифровая платформа «Мой экспорт». Над созданием платформы совместно с РЭЦ работали 11 профильных министерств, федеральных органов исполнительной власти и деловых объединений, в том числе Минпромторг РФ, Минсельхоз РФ, Россельхознадзор, ФТС, ФНС и др. Она позволяет получать полный комплекс услуг по внешнеэкономической деятельности онлайн в формате одного окна, в том числе услуги с господдержкой. Сервисы помогают экспортерам ННЭ на всех этапах их деятельности – от поиска бизнес-партнеров и потенциальных покупателей до страхования контрактов (о новых услугах, внедренных на платформе «Мой экспорт» в 2023 г., см. в статье).

По словам Миславского, «Мой экспорт» – это уникальный электронный ресурс поддержки бизнеса. С его помощью, находясь в любом уголке мира, можно найти нужную для компании поддержку по абсолютно разным странам и отраслям. Это и выставки, на которых можно представить свой бренд, и бизнес-миссии, в которых можно провести переговоры с потенциальными партнерами. Участие в таких мероприятиях частично финансирует государство и это значительно упрощает процесс выхода на новые рынки, отмечает Миславский.

В 2023 г. компания «Мибао» впервые вышла на рынок Китая при консультационной и финансовой поддержке РЭЦ. «Центр подсказал, какой пакет документов необходим для выхода на этот рынок, предоставил аналитику по нашей категории товаров, разместил продукцию в выставочно-дегустационных павильонах Good Food Russia в Шанхае, Дубае, Эр-Рияде, организовывал участие в выставках и ярмарках. Мы запустили продажи меда на одном из крупнейших маркетплейсов Китая. В течение 2024 г. мы планируем продавать до 10 т меда в месяц, а со следующего года – по 20 т в месяц. И намерены подать заявку в РЭЦ на компенсацию логистических затрат, связанных с экспортом сельскохозяйственной продукции», – рассказывает Бурнаевский. При выходе на китайский рынок часть услуг компания получила через платформу «Мой экспорт». В частности, софинансирование в международных выставках и логистике, консультационные и аналитические услуги.

В РЭЦ уверены, что для российского экспорта нет границ, и в 2024 г. он продолжит делать ставку на работу с МСП и улучшать систему поддержки экспортеров, адаптируя ее под изменения экономической и геополитической конъюнктуры.

«Мы продолжим работать, для того чтобы как можно больше предпринимателей и бизнесов могли заявить о себе на внешнем рынке. Рост ННЭ – это не просто какая-то оторванная от реальности задача, выраженная в цифрах. Это действительно стратегическая цель, фундамент стабильности и устойчивости российской экономики», – отметила Никишина в интервью «Российской газете»

https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2024/04/22/1032590-eksport-tsifre 


Международный бизнес-форум «Мир возможностей»
От соусов до роботов

Читайте также: