В Москве на прошлой неделе завершился BRICS+ Fashion Summit. На нём собрались представители модной индустрии из ста стран мира со всех континентов. Результаты форума свидетельствуют: традиционные ремёсла не собираются сдаваться глобальным трендам и поточному производству.
Многие гости приехали в Москву впервые и развеяли первоначальные стереотипы, сложившиеся у них о нашей стране. Стивен Мазини из ЮАР, основатель и генеральный директор Недели моды в Соуэто, представлял моду России довольно одноцветной, мрачноватой. «Мы в Африке очень любим яркие цвета, – говорит он. – Мы думали, что в России нет цвета, всё мрачное, холодное. Но, приехав в Москву, я увидел, что вы используете очень яркую палитру красок. Мы в этом похожи». И действительно, глядя на яркие цвета народных костюмов в любом уголке России, удивляешься многообразию не только колорита, но и вышивки, украшений и принтов. В каждом костюме – своя индивидуальная история, народная традиция и душа.
Все три дня форума и на секциях, и в кулуарах участники были заняты обсуждением роли моды в культурной дипломатии, задачам расширения влияния «мягкой силы» на взаимопонимание и налаживание дружбы между странами и народами.
У каждой страны есть своя индивидуальность, своя сильная сторона. ЮАР славится мохером, искусством изготовления бус из бисера и тканями, Египет – уникальным натуральным хлопком, Эфиопия – аксессуарами из кости и дерева, российский Дагестан знаменит кизлярским холодным оружием и кубачинским серебром – перечислять можно бесконечно.
В огромном азиатском регионе каждая страна имеет свою изюминку: Индонезия узнаётся по изделиям из батика; Таиланд – традиционными узорами и образами драконов и стрекоз; Филиппины – бабочками и изготовленными из кокосовых листьев натуральными тканями. Всё это своеобразие красочной модной палитры может и должно работать на сближение народов и континентов и, как ткань скрепляет разноцветные нити, создавать крепкие связи между людьми, уверены участники саммита.
Мы такие разные, но так похожи
Свою культурную схожесть с Россией находили участники из самых разных стран. Марина Банович, модельер из Черногории, рассказала, что в её стране отдают предпочтение ручной работе малых мастерских: ремесленным изделиям, аксессуарам, вышивкам и другому авторскому рукоделию. В России тоже очень бережно относятся к сохранению народных художественных промыслов. Во всём мире дизайнерам широко известны наши павлопосадские платки, вологодское кружево и ивановские ситцевые ткани. По словам Марины, сегодня в Черногории живёт много русских, которые занимаются рукоделием, открыли авторские мастерские аксессуаров и ювелирных украшений и успешно их продают по всем Балканам.
Так же, как и в России, почти в каждой стране мира есть свои локальные национальные бренды, носящие имя того места, где они производятся. По словам Стивена Мазини, в ЮАР проживают 11 племён – можно приехать в любую деревню и вдохновиться её уникальными ремёслами, тканями, рисунками или украшениями. Потом создать свою коллекцию с их использованием и получить признание. Но Стивен уверен, что важно отдать должное тем, у кого дизайнер получил своё вдохновение. Поддержать деревню и тех людей, которые поделились с ним своим искусством, своими традициями, дать им возможность стать частью успеха дизайнера.
Гостья из Эфиопии Махлет Теклемариамутверждает, что Африка в целом становится мировым законодателем мод. «Когда в 2010 году мы задумали свою Неделю моды в Эфиопии, – рассказывает Махлет, – мы не знали, а есть ли вообще эфиопские дизайнеры. В первый раз у нас были представлены шесть национальных дизайнеров и один сомалийский автор, работающий в Америке. Теперь у нас дизайнеры со всего континента. Уже в 2014 году итальянский Vogue обеспечил нашей Эфиопской неделе моды информационную поддержку».
Глобализм против традиций
Сьюзен Сабет, соосновательница Египетского совета по моде и дизайну, рассказывая о модных трендах и культурных традициях своей страны, с горечью упомянула о том, что глобализация постепенно убивает маленькие частные мастерские традиционных ремёсел. Знаменитые египетские кафтаны с ручной вышивкой как часть культурного наследия и традиционных ремёсел могут вскоре уйти в прошлое. Ведь многие мастера перестают передавать своё искусство новым поколениям из-за невозможности расти в бизнесе, кропотливости в работе, дороговизне материалов и засилью дешёвого поточного производства.
Фернандо Якс представлял на саммите Ассоциацию народа майя в Гватемале. «Из 18 млн. жителей страны чуть более 60% – из племени майя, но при этом у нас жители говорят на 23 языках, – рассказывает Фернандо. – Поэтому для нас сохранение и развитие традиционной культуры и ремёсел в моде очень важная и стратегическая задача. Но европейские и североамериканские мультикультурные бренды очень агрессивно выходят на наш рынок, и это составляет для нас серьёзную опасность. Сохранить себя и поддержать свои традиции, своих авторов – наша главная задача».
Мировой тренд на гендерную нейтральность в моде, безразмерность и унисекс одежды может убить не только культурное наследие народа, но и саму индивидуальность мужчины и женщины как таковых. Против этого борются модные дизайнеры Глобального Юга. А показ-открытие Московской недели моды, ставшей продолжением саммита, убедил всех гостей в том, что Россия остаётся верной своей женской сути и национальным традициям природной естественности. Так, коллекция модного дома Loom by Rodina Светланы Родиной вызвала бурные аплодисменты и восторженные крики зрителей.
Многие дизайнеры убеждены, что люди хотят носить одежду, сделанную национальными модельерами именно для них, жителей этой страны.
«Молодёжь увлекается трендами и модой на унисекс и безразмерность в одежде, потому что это удобно и дёшево. Но, взрослея, те же мальчики и девочки в поисках своей индивидуальности приходят в магазины именно за инаковостью, непохожестью на других. И вот, мы уже видим на них стилизованные русские платья, сумочки с ручной вышивкой и национальным узором, а зимой сапоги типа "валенки" с яркой набивкой», – смеётся молодой начинающий дизайнер Ольга Сутулина из Костромы.
Россиянка Юлия Далакян первый успех на Неделе моды в Милане и свою Золотую медаль получила в начале 90-х годов после окончания вуза. «Мы показали тогда жёсткую конструктивистскую коллекцию в стиле советского авангарда 20-х годов. Это тоже наше наследие, которое признаётся везде. И это тоже русский стиль. Русская школа авангарда очень популярна во всём мире, и сегодня в этом направлении могли бы быть очень креативные решения», – уверена Юлия. Много лет назад именно её «русскость» стала востребована в одном из лучших итальянских домов моды – Roberto Cavalli, где Юлия получила огромный профессиональный опыт.
Ирина Осянина, управляющий директор российского бренда OSTIN, рассказала об опыте работы с образами советской истории – создании спортивной коллекции в стиле Олимпиады-80, которая получилась отличной. «С развитием внутреннего туризма у нас третий сезон подряд великолепно продаются майки с принтами известных туристических мест: Байкала, Алтая, гор Кавказа. К тому же сегодня в России суперпопулярны надписи на кириллице», – утверждает Ирина.
До 9 октября на подиумах выставочного зала «Манеж» в Москве проходит Московская неделя моды, ставшая логическим продолжением BRICS+ Fashion Summit. Её гости, участники и зрители могут воочию убедиться в удивительном разнообразии идей, подходов и решений в осмыслении своего национального культурного наследия дизайнерами разных стран и континентов. Несмотря на то, что язык мировой моды космополитичен, у каждой страны есть своё узнаваемое слово и свои авторы.
https://russkiymir.ru/publications/329257/