Войти

Регистрация

Безопасность, стабильность, инфраструктура. Как и зачем Россия закрепляется в Африке

photo_2023-12-06_17-50-01

Россия – единственная из великих держав, которая не только никогда не проводила колониальной политики на Африканском континенте, но и изначально воспринимала страны Африки как равнозначных партнеров. Это создало колоссальные преимущества в мягкой силе на континенте, но и стало определенной проблемой для развития российско-африканских экономических отношений. В отличии от неоколониальных держав, с 1960-х сохранивших контроль за экономикой и финансами многих стран Африки, СССР заходил туда, что называется с нуля. Позднее, советское руководство будут критиковать за «разбазаривание средств» на помощь развивающимся странам. Естественно, при этом, умалчивают что в обмен на свое оборудование, специалистов и военных Москва получила зону влияния, нанесла существенный урон интересам западных государств, и, что очень важно – получила задел на будущее – сформировала прослойку обучавшихся в России людей и позитивное отношение к себе в местных обществах.

Со времен деколонизации африканский континент вошел в эпоху нестабильности. Многолетние гражданские войны ведут разнообразные «прокси», даже руководство которых иногда не владеет информацией о своих истинных хозяевах. Они создают квазигосударства и марионеточные режимы, подрывая экономическое развитие континента. Что интересно, это никак не отражается на позициях новых колонизаторов – бизнесе транснациональных корпораций, французских, британских и американских добывающих компаний. Вернее даже сказать, что благодаря постоянной нестабильности они имеют возможность беззастенчиво грабить Африку на самых выгодных условиях, перекладывая всю ответственность на правящие элиты. Последние зачастую держатся у власти лишь при поддержке своих бывших колониальных метрополий.

Что нужно большинству африканских стран для развития и выхода из непрекращающихся военно-политических кризисов? Во-первых, гарантии обеспечения суверенитета, предполагающие безопасность руководства страны, невозможность госпереворотов и существенный перевес над повстанческими и террористическими группировками. Во-вторых, стабильность – т.е. возможность планировать и осуществлять национальную политику в условиях полного контроля своей территории без оглядки на возможность массовых выступлений, постоянных террористических актов, и без необходимости крайних репрессивных мер. Сюда же входит реформа управленческого аппарата, позволяющая как минимум эффективно и оперативно запускать инфраструктурные проекты и реформы в самых важных отраслях экономики. В-третьих, само по себе развитие инфраструктуры.

Триада – безопасность, стабильность, инфраструктура – это то, что может обеспечить пересмотр неравноправных договоров с компаниями бывших метрополий, привлечь инвесторов, провести эффективные реформы. Не стоит забывать, что ряд стран Африки, при всех их союзных отношениях с Россией до сих пор имеют финансовую и банковскую систему напрямую подконтрольную Франции.

Первый шаг к обеспечению безопасности совместно с Россией был сделан некоторыми государствами центральной Африки в середине 2010-х годов. Тогда руководство ЦАР пригласило в страну российские ЧВК, по сути спасшие страну от хаоса гражданской войны. ЧВК действовали при поддержке Кремля, а оплатой за их деятельность были инвестиционные привилегии, прямые платежи из бюджета стран, взносы бизнеса. Правительство ЦАР удержалось у власти, однако этого мало. Страны Сахеля нуждаются в полном реформировании своей финансовой системы, пересмотре соглашений с Францией и вывода местных банков из-под ее контроля. Возможно ли это? Намерения Нигера, Мали и Буркина-Фасо создать валютный альянс говорят о том, что некоторые африканские государства в свои силы верят.

Подкрепляет их уверенность и консолидация Россией своих усилий в Африке путем формирования так называемого «Африканского корпуса» — структуры Министерства обороны России во главе с Юнус-беком Евкуровым. Предполагается, что его численность может доходить до 40 000 человек. При этом, переброска частей корпуса в дружественные России страны Африки позволит гарантировать безопасность этих стран и обеспечить им как минимум полноценный контроль над всей своей территорией.

Концепция «Африканского корпуса» очень выгодна для России при нескольких условиях. Во-первых, как минимум, частичные расходы на его содержание берут прямо или опосредовано страны Африки, где разворачиваются его контингенты. Во-вторых, он позволяет придать официальный статус и консолидировать деятельность сотрудников ЧВК, которые уже находятся в африканских странах. Более того, в случае успешного завершения боевых действий на Украине из-за отказа Киеву в западной поддержке, корпус позволит предоставить новое, высокооплачиваемое место службы опытным ветеранам, которые предпочтут продолжение военной службы возвращению к мирной жизни. В-третьих, «Африканский корпус» — станет надежной защитой российских инвестиций в африканские страны от попыток Запада подорвать стабильность и вернуть политический контроль в них с помощью своих прокси.

Однако, военной поддержки в условиях сильного французского влияния не достаточно. Россия, впервые в новой истории должна будет осуществить сложный, многосоставной проект – помочь своим союзникам трансформировать банковскую и финансовую систему, обеспечив ее независимость. Специалисты для этого в России есть. Наработки тоже. А вот хватит ли уверенности и напора – это большой вопрос.

Что же Россия получит на следующем этапе развития отношений с союзниками, реализовав проект «Африканский корпус» и оказав содействие в реформах? Возможность реализовать третью часть триады «Безопасность — стабильность — инфраструктура». Крупные российские компании такие как Росатом, Русал, ФосАгро, Алроса уже работают на африканском континенте. Также известно о планах РЖД, «Синара», компаний из банковского сектора и телекоммуникаций. Теперь их проектам будет обеспечена защита и гарантии, что соглашения о долгосрочных инвестициях будут реализованы. К примеру, министерства энергетики станут четко соблюдать все обязательства по закупке электричества у построенных россиянами электростанций.

Наконец, замена неравноправных соглашений африканских государств с западными корпорациями и полноценный заход в Африку российских компаний на взаимовыгодных условиях позволят союзникам России увеличить расходы на закупку как услуг в сфере безопасности, так и в области инфраструктуры. Что немаловажно, это даст африканским партнерам средства на российское образование. Россия сможет принять на выгодных для себя условиях больше африканских студентов и открыть в Африке филиалы своих ВУЗов, превратив их в центры притяжения для молодежи со всего континента. Мы можем реализовывать планы долгосрочных инвестиций, открывать отделения российских банков и торговых сетей.

В итоге союзные России страны станут привлекательны для множества менее крупных российских негосударственных инвесторов и экспортеров. В итоге Москва получит страны со стабильными, дружественными правительствами, имеющими необходимую логистику, инфраструктуру и механизмы защиты российских инвесторов, чтобы работать напрямую с Россией. Не говоря уже о том, что вырастит обширный африканский рынок сбыта для товаров ВПК, которому не придется сбавлять темпы после окончания конфликтов на Украине.

Проблема в том, что не очень поворотливая машина огромных корпораций, находящихся под государственным влиянием, должна будет для эффективности создавать свои «Африканские корпуса» — подразделения, которые смогут оперативно, без проволочек запускать и контролировать реализацию проектов в Африке. Конечно, выгоды, которые Россия получит в случае тщательной, поэтапной и полной реализации африканского вектора своей внешней политики, будут куда больше если он будет сопровождаться пошаговой координацией из единого центра.

Столь глобального и сложного проекта современная Россия еще не реализовывала. Даже его частичный успех увеличит российское влияние и экономическое присутствие в странах Африки, рынки которых весь мир рассматривает как наиболее перспективные в ближайшие десятилетия.

Артем Куреев


DRC: elections to continue on Thursday
Сергей Лавров проведет ряд встреч в Тунисе

Читайте также: