Войти

Регистрация

Алжир у порога БРИКС: устремления и возможности

DD2FE65A-D7B8-4459-9442-3164DA9117CB

На 15-м саммите БРИКС в ЮАР кандидатура Алжира на вступление в группу была отклонена. Были выбраны шесть из 23 кандидатов: Аргентина, Египет, Эфиопия, Иран, Саудовская Аравия и ОАЭ. Хотя с политической точки зрения Алжир является идеальным кандидатом, его экономическое положение, возможно, недостаточно привлекательно, по крайней мере пока. Пауза перед возможным членством в БРИКС должна побудить Алжир ускорить давно назревшие внутренние реформы, внедрить инновации и интенсифицировать усилия, чтобы позиционировать себя как важного игрока на мировой арене. Об этом пишут член Ближневосточного совета по глобальным вопросам (Катар) Яхья Х. Зубир и политический аналитик (Университет Фундань, КНР) Сюаньжун У в статье для Валдайского клуба. 
На протяжении десятилетий Алжир поддерживал идеи более справедливого мирового порядка. В 1970-е годы страна активно выступала за Новый международный экономический порядок (НМЭП), основными целями которого были прекращение неоколониализма и создание более справедливой международной системы. Декларация НМЭП от 1974 года была направлена на переход к миру «на основе справедливости, суверенного равенства, взаимозависимости, общих интересов и сотрудничества между всеми государствами, независимо от экономической и социальной системы». Эти идеи продолжают обсуждаться на форумах Движения неприсоединения и других институтов Глобального Юга (таких, как G77 и ЮНКТАД). Мечты о НМЭП так и не воплотились в жизнь, потому что Глобальный Юг не мог противостоять гегемонии США, которые защищали Бреттон-Вудскую систему (Всемирный банк, МВФ) и то, что некоторые аналитики окрестили «диктатом» доллара США в торговых операциях. Ещё сложнее стало после распада Советского Союза и победы либеральной системы, навязанной Соединёнными Штатами и Европейским союзом. Однако доминирование Запада не положило конец поискам альтернатив финансовой системе, институты которой навязывали жёсткие политические и экономические условия. Например, в сентябре 1989 года 15 стран Латинской Америки, Африки (включая Алжир) и Азии, известные как G15, выступили за совместные рост и процветание и за сотрудничество между развивающимися странами, бросив вызов G7. Хотя группа G15 не смогла достичь своих целей, идея равноправного и справедливого мира, которую она продвигала, сохранилась.

БРИКС «олицетворяет собой подъём развивающихся рынков по всему миру». Это подчёркивает необходимость получения развивающимися державами большего голоса в глобальном управлении. Это законное требование для стран БРИКС, которые представляют 43 процента мирового населения. В 2014 году БРИКС создал Новый банк развития (НБР) и пул условных валютных резервов (ПУВР). НБР предоставляет кредиты на инфраструктуру и цели устойчивого развития в развивающихся странах и странах с формирующейся рыночной экономикой на гибких условиях в качестве альтернативы Бреттон-Вудским институтам.

С 2020 года правительство стремится активизировать внешнюю политику Алжира и провести экономические реформы, чтобы уменьшить зависимость страны от углеводородных доходов. Это видение совпадало с позицией БРИКС. В ноябре 2022 года Алжир официально подал заявку на членство в БРИКС. В июле 2023 года президент Абдельмаджид Теббун объявил, что Алжир также подал заявку на членство в НБР, предложив внести первоначальный капитал в размере 1,5 миллиарда долларов. Он пояснил, что Алжир разделяет цели со странами БРИКС и Китаем в отношении развития, реформы ООН, справедливости в международных отношениях и построения многополярного мира. Он также заявил, что МВФ и Всемирному банку необходимы серьёзные реформы, потому что они больше не служат интересам бедных и развивающихся стран.

Алжирские официальные лица в частном порядке признают, что основные препятствия для вступления в БРИКС являются внутренними. Это, в частности, устаревшая банковская система, существование сильной неформальной экономики, проблемы, создаваемые укоренившейся и агрессивной бюрократией, а также повсеместная коррупция на разных уровнях. Алжирцы надеются, что эти слабости можно исправить посредством членства в БРИКС как своего рода потенциального инструмента для внутренних реформ. Если Алжир станет членом БРИКС, он получит выгоду от инвестиций через такие организации, как НБР и ПУВР. Это также позволит ему получить доступ к рынкам стран-членов, улучшить инфраструктуру и развить свои инициативы в области минеральных ресурсов.

Алжиру необходимы внутренняя устойчивость и возможности для проведения изменений, поскольку он не сможет создать своё идеальное будущее, если внутренняя среда не будет благоприятной для бизнеса.

Для этого нужно устранить системную неэффективность и бороться с повсеместной коррупцией, закладывая тем самым основу для устойчивого экономического и политического прогресса. Только тогда страна сможет оптимально использовать такие платформы, как БРИКС, для ускорения своей трансформации, задействуя для реализации своих планов как внутренние, так и внешние возможности. По словам министра иностранных дел Алжира, «хотя мы, алжирцы, не присоединились к БРИКС, мы по-прежнему привержены вступлению в такие институты, как Новый банк развития и Шанхайская организация сотрудничества». Текущую ситуацию, подчеркнул министр, «следует воспринимать не как существенную неудачу для Алжира, а скорее как промежуточный этап долгосрочной стратегии».

Членство в БРИКС соответствует подходу Алжира к международным отношениям, опирающемуся на политику неприсоединения. Согласно этой политике, Алжир придерживается беспристрастной позиции во взаимодействии с мировыми державами, стремясь к отношениям, которые наилучшим образом служат его национальным интересам. Он связывает этот подход с Движением неприсоединения. Выступая против западной гегемонии, Алжир не желает становиться частью очередного столкновения между блоками, полагая, что «членство в БРИКС защитило бы Алжир, пионера неприсоединения, от перетягивания каната между двумя блоками». Как и ЮАР, Алжир рассматривает западные страны как важных партнёров в торговле, безопасности и во многих других областях. Для Алжира неприсоединение подразумевает хорошие отношения со всеми игроками, сотрудничество с которыми выгодно: «Если это Китай, то это Китай. Если это Россия, то это Россия. Если это Соединённые Штаты, то это Соединённые Штаты. Самое главное – это наши национальные интересы».

Алжир – богатая страна. По индексу человеческого развития ООН Алжир занимает довольно высокие позиции, но его ахиллесовой пятой является управление экономикой. Хотя БРИКС ещё не утвердил список критериев для членства, очевидно, что Алжир, если он хочет, чтобы его приняли, должен развить сильную экономику, независимую от углеводородов, поскольку пять стран БРИКС объединяют именно экономические показатели. Их совокупные валютные резервы составляют около 4 триллионов долларов США. В совокупности на долю БРИКС к концу 2023 года будет приходиться 32,1 процента мирового ВВП, что превышает долю G7. В 2022 году торговля внутри БРИКС достигла 762 миллиардов долларов. Чтобы обеспечить себе потенциал такого уровня, Алжиру следует принять многовекторную стратегию.

Во-первых, модернизация банковского сектора и оптимизация бюрократических процедур могут увеличить возможности для иностранных инвестиций. В последнее время Алжир активно модернизирует свою экономическую структуру для привлечения как местного, так и международного капитала, что подтверждается новыми законами (Закон о деньгах и кредитах и Закон о государственно-частном партнёрстве). Эти законодательные изменения осуществляются в соответствии с Планом действий правительства от сентября 2021 года, в котором рекомендуется перейти к развитию частного сектора и созданию рабочих мест. Чтобы сохранить эту положительную динамику, Алжиру следует продолжить реализацию реформ для создания благоприятного макроэкономического климата, в котором частный сектор может стать краеугольным камнем устойчивого роста.

Во-вторых, Алжир мог бы инициировать шаги по более широкой глобальной интеграции, заключив целевые двусторонние или многосторонние соглашения со странами БРИКС и уделяя особое внимание сельскому хозяйству, энергетике и образованию. Например, Алжир мог бы увеличить текущую долю БРИКС в мировом производстве зерна (сейчас составляющую примерно 40 процентов) и мировой стоимости сельского хозяйства (более 50 процентов). Это даст Алжиру ценную возможность учиться у богатых сельскохозяйственных стран и сотрудничать с ними. Участвуя в передаче технологий и обмениваясь опытом в области современных методов ведения сельского хозяйства, Алжир мог бы значительно повысить производительность своего сельского хозяйства и обеспечить стабильные поставки продовольствия на рынок к всеобщей выгоде. Формирование энергетических альянсов со странами БРИКС способно укрепить энергетическую устойчивость Алжира и создать новые возможности для экспорта. Наконец, сотрудничество в сфере образования, например через программы обмена студентами в рамках БРИКС или совместные исследовательские инициативы, может принести двойную выгоду: улучшить образовательную систему Алжира и создать квалифицированную рабочую силу, способную стимулировать инновации и рост. Это достижимо, тем более что президент Теббун вернулся из России и Китая с важными экономическими соглашениями. Есть надежда, что многомиллиардные инвестиции, о которых он договорился с Китаем, значительно помогут экономике Алжира, а также укрепят статус Алжира в глазах БРИКС.

В октябре 2023 года президент Теббун заявил, что «досье БРИКС окончательно закрыто». Однако было бы серьёзной ошибкой считать, будто Алжир больше не будет стремиться к членству в БРИКС. Вскоре после этого президент Владимир Путин подчеркнул, что членство Алжира в БРИКС очень важно. Путь в БРИКС открыт. Включение Алжира в эту группу представляет собой уникальную возможность для его развития. Благодаря своим сильным сторонам – обильным энергетическим и минеральным ресурсам, значительной роли в качестве регионального и экономического центра в Африке, а также налаженным дипломатическим отношениям со странами БРИКС – Алжир остаётся кандидатом на членство в БРИКС.

Однако Алжиру следует предпринять несколько шагов для подготовки к вступлению в организацию. Помимо инициирования существенных экономических реформ, было бы разумно создать один или несколько центров исследований БРИКС для изучения путей сотрудничества. Правительству следует создать лоббистскую организацию, которая будет представлять Алжир среди членов БРИКС. Оно должно также поощрять программы обмена для учёных, студентов, деятелей искусства, журналистов и блогеров, чтобы информировать о потенциале страны. Например, Алжир может продвигать идею создания школы БРИКС совместно с одним или несколькими членами БРИКС. Алжир мог бы также предложить создать зону свободной торговли БРИКС – Алжир или, что было бы ещё лучше, континентальную зону свободной торговли БРИКС – Африканская зона свободной торговли (AfCFTA), созданную по образцу зоны свободной торговли Китай – АСЕАН. Платежи между государствами могут осуществляться в местных валютах. Алжир также мог бы создать Деловой совет БРИКС в одном из своих южных городов, где он развивает сельское хозяйство в пустыне. Это будет способствовать развитию продовольственной безопасности. После завершения строительства Транссахарского шоссе Алжир имеет хорошие возможности для развития торговли между БРИКС и странами к югу от Сахары. Возможности огромны, и их использование сделает Алжир поистине незаменимым членом БРИКС.

https://pda.iarex.ru/articles/115846.html




RUSI: Санкции против России не сработают без контр...
США и Франция воспользовались смертью Пригожина дл...

Читайте также: