Уже почти год в Судане продолжаются вооруженные столкновения между армией страны и Силами быстрого реагирования, вследствие чего и политическая обстановка в арабской стране переживает период нестабильности. О перспективах освобождения столицы Хартума от мятежников и переговорном процессе с ними, планах размещения базы российского Военно-морского флота и возможном участии российских компаний в послеконфликтном восстановлении Судана рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Заману Рамазанову министр иностранных дел Али Садик Али, участвовавший в Дипломатическом форуме в Анталье.– Глава Правительства национального единства (ПНЕ) Ливии Абдельхамид Дбейба выступил с инициативой по прекращению огня в Судане, в рамках которой планировалось пригласить в Триполи враждующие суданские стороны: главу суданских Сил быстрого реагирования Мухаммеда Хамдана Дагло и главу суданского переходного Суверенного совета и главкома вооруженных сил страны Абдель Фаттаха аль-Бурхана. Как вы считаете, будет ли успешной ливийская инициатива? Получал ли Судан в последнее время предложения о посредничестве?– Проблема заключается в принципиальных позициях. Пятнадцатого апреля 2023 года разразилась эта война – война, навязанная суданскому государству и его армии, необходимо вести эту войну и сломить этот мятеж. В то же время мы абсолютно убеждены, что любая война или вооруженный конфликт должны быть закончены за столом переговоров. Именно к этому стремился Судан, приняв инициативу Саудовской Аравии и США, так называемую "платформу Джидды", для достижения соглашения о прекращении войны в Судане. Соглашение было подписано в прошлом мае, оно предписывало ополченцам (силам СБР – ред.) покинуть дома мирных жителей, государственные учреждения, освободить столицу от всех вооруженных элементов, но к большому сожалению ополчение не выполнило это соглашение.
Мы все еще придерживаемся точки зрения о необходимости найти мирное решение через переговоры, но в то же время мы подчеркиваем, что любое решение должно опираться на платформу Джидды, мы реализуем его и после этого сможем двигаться дальше.
Что касается инициативы ливийского премьера, то наш лидер аль-Бурхан посещал Ливию с обычным визитом, в программу визита не был включен вопрос ливийского посредничества. Мы ознакомились с этим предложением, уже когда прибыли в Триполи, и мы, исходя из убежденности в необходимости переговоров, сразу же согласились на то, что услышали, предполагаются непрямые переговоры при посредничестве Ливии и Турции. На переговорах будут обсуждаться все те же вопросы – прекращение огня, уход ополченцев из столицы и основных занятых ими городов, переход к политическому процессу, который положит конец войне, будет сформировано переходное правительство, которое приведет страну к всеобщим выборам.– Судан пока не смог завершить процедуру ратификации соглашения о создании базы Военно-морского флота России в Порт-Судане на Красном море, сообщил ранее в интервью РИА Новости посол РФ в Хартуме Андрей Черновол. Каковы ваши ожидания относительно базы ВМФ в Судане, обсуждается ли данная тема сейчас?– Мы говорили нашим российским друзьям не раз, что у нас нет принципиальных возражений в отношении достигнутых при предыдущем правительстве договоренностей. Это обязательство государства. Мы говорили российским друзьям, что подобный вопрос является особо чувствительным, необходима ратификация соглашения избранным парламентом. Уже завершался переходный период, мы вот-вот должны были провести выборы, по итогам которых должен был появиться новый парламент, который и рассмотрел бы это соглашение... Мы все еще придерживаемся позиции, что должен появиться новый парламент, который рассмотрит соглашение и выработает рекомендацию для правительства – позитивную рекомендацию. Мы оставляем этот вопрос для парламента, который выберут.
– Получали ли суданские власти от других стран (кроме РФ) запросы на строительство баз ВМС? Журнал Wall Street Journal сообщил, что Судан якобы отказал Ирану в строительстве базы. Эти новости соответствуют действительности?
– Я ознакомился со статьей Wall Street Journal, эта новость некорректна. Иран никогда не просил Судан о строительстве иранской базы. Я недавно был с визитом в Иране, эта тема не была предметом обсуждений.
– Планируются ли визиты суданских чиновников в Россию в ближайшее время, в том числе ваш визит?
- У нас налажены контакты и координация между нашим и российским руководством. Стремимся совершить визит в ближайшее время на уровне или глав государств, или министров иностранных дел.
– Спецпосланник по Судану появился в структуре госдепартамента США, им стал экс-конгрессмен Том Перриелло, заявил в понедельник госсекретарь США Энтони Блинкен. Вы уже встречались с ним, контактировали? Как его назначение повлияет на политпроцесс в Судане?
– Мы пока не встречались с новым спецпосланником, он пока не прибыл в наш регион. В целом мы надеемся, что спецпосланник будет заниматься позитивной деятельностью, направленной на завершение войны в Судане и восстановление мира и безопасности. Рассчитываем, что он не будет прибегать к методам, используемым его предшественниками, у которых было пристрастное отношение к определенным политическим группам. Надеемся, что спецпосланник будет в первую очередь учитывать основную задачу – завершение войны в Судане. Мы будем рады сотрудничать с ним.
– Посол РФ в Хартуме Андрей Черновол ранее заявил в интервью РИА Новости, что российские компании и структуры могли бы внести существенный вклад в постконфликтное восстановление инфраструктуры в Судане. На ваш взгляд, есть ли какие-то препятствия для участия российских компаний в этом процессе?
– Россия исторически была и остается другом Судана, наши отношения оставались крепкими все время. РФ – одна из стран, оказывающих наибольшую поддержку Судану в ООН и региональных организациях. Мы будем рады, если Россия сыграет роль в восстановлении страны.
– Ряд иностранных посольств переехали из Хартума в Порт-Судан, когда возможен обратный переезд в Хартум, безопасен ли он сейчас?– Как только Хартум освободят. Мы надеемся на хорошие новости, освобождение уже близко. Город-спутник Омдурман почти свободен от мятежников, надеемся, что сможем освободить от них оставшиеся части города (Хартума) – сейчас они контролируют несколько кварталов. В данных кварталах с ними будут разбираться военные в ближайшее время. Как только Хартум будет освобожден от мятежников, мы сможем приступить к восстановлению того, что они уничтожили, в том числе здания дипмиссий и резиденции послов. Даст Бог, мы это сделаем быстро, и посольства вернутся в Хартум, когда обстановка с безопасностью позволит.– Стоит ожидать этого в течение года?– Мы надеемся, что это произойдет в этом году, более того, даже до середины года.
https://ria.ru/amp/20240305/ali-1931136373.html#origin=https