Решение Экономического сообщества стран Западной Африки (Седеао) частично снять торговые санкции, введенные в отношении Мали, Нигер и Гвинея после соответствующих государственных переворотов это напоминает первую, хотя и частичную, победу, достигнутую военными хунтами под руководством переворота над региональным органом. На внеочередном саммите, состоявшемся в прошлую субботу в Абудже, Седеао фактически высказался за «изменение темпа» в подходе к военным советам, которые в последние месяцы решительно заявили о своем намерении покинуть региональный орган, освободившись от блока, который они осудили. как неоколониалист и с сильным французским влиянием. 28 января прошлого года советы Мали, Нигера и Буркина-Фасо – теперь объединены в Альянс стран Сахеля (Аес) – фактически объявили о своем «безотзывном» намерении выйти из блока, начиная с 2025 года, что вызвало серьезные опасения внутри Седеао, где на эти три страны приходится примерно 12 процентов ВВП и 16 процентов населения. Снятие санкций, однако, не затрагивает Буркина-Фасо, вооруженные силы которой до сих пор проявляли меньшую склонность к диалогу, чем соседние советы, и чей политический и территориальный вес оценивается как менее острый, чем у Бамако и Ниамея. Тем не менее, под руководством полковника Ибрагима Траоре Уагадугу сталкивается с серьезным кризисом безопасности: 60 процентов территории вышли из-под контроля и находятся в руках джихадистских движений, а также с политической нестабильностью, которая рискует иметь серьезные региональные последствия.
Во время саммита в АбуджеПрезидент Комиссии Седеао Омар Алиеу Турей первым объявил об отмене «с немедленным вступлением в силу» коммерческих и экономических санкций и ограничений на поездки, введенных в отношении военной хунты Нигера, подчеркнув, что решение было принято «по чисто гуманитарным соображениям» и облегчить страдания, причиненные нигерийскому населению. «Существуют целевые санкции (индивидуальный) и политические санкции, которые остаются в силе", - подчеркнул Турей во время пресс-конференции, состоявшейся по итогам встречи, в то время как в документе перечислены многочисленные ограничения, которые Седеао решил снять "с немедленным вступлением в силу". К ним относятся создание бесполетной зоны для всех рейсов, вылетающих из Нигера или направляющихся в него; закрытие воздушных и сухопутных границ между странами Седеао и Нигером; замораживание государственных активов в центральных банках стран Седеао; приостановка всех финансовых и коммерческих операций между странами региона и Нигером, включая услуги по поставке электроэнергии в страну; запрет на поездки для членов хунты Ниамея. Что касается Гвинеи, страны, где находящаяся у власти хунта недавно распустила правительство и объявила о скором формировании новой исполнительной власти, Седеао решил приступить к отмене финансовых и экономических санкций, добавив к этому приостановку ограничений для Мали, применяемых к гражданам Гвинеи. страна, желающая подать заявку на институциональные должности в Седеао.
На открытии саммита Президент Нигерии Бола Тинубу, который поочередно возглавляет Седеао, выступил с речью, в которой он предложил изменить стратегию со стороны регионального органа, которая должна быть принята во внимание в попытке убедить страны, возглавляемые хунтами военного переворота. восстановить демократию и остаться в альянсе. Тинубу особенно призвал советы Нигера, Буркина-Фасо и Мали пересмотреть свое решение покинуть Сообщество. «Я призываю их пересмотреть свое решение выйти и не воспринимать нашу организацию как врага», — сказал Тинубу в своей речи, выразив необходимость «пересмотреть наш нынешний подход к поиску конституционного порядка». Если в 48 пунктах подробной итоговой декларации Седеао подтверждает «принцип нулевой терпимости к любому захвату власти неконституционными средствами» и повторяет в случае Нигера готовность к диалогу и призыв к освобождению президента Мохамеда Базум (под домашним арестом после переворота 26 июля)На заднем плане просматривается еще одна мотивация, скорее экономического, чем политического характера.
Выход Мали, Нигера и Буркина-Фасо из Седеао – читаем мы – это будет иметь последствия как для трех стран, так и для Седеао, учитывая, что они производят почти 12 процентов регионального ВВП и представляют 17,4 процента его 425-миллионного населения. Их вывод «может нарушить внутрирегиональную торговлю, в частности, торговлей скотом, рыбой, сельскохозяйственной или горнодобывающей продукцией, а также ремесленной или промышленной продукцией общинного происхождения. Вызывает тревогу и то, что выход нынешних «стран Сахельского альянса» приведет к приостановке программ развития и поддержки, финансируемых региональными, многосторонними и международными организациями на сумму до 500 миллионов долларов. В этом отношении организация ссылается на 27 государственных проектов и 20 частных проектов, финансируемых в Мали, Нигере и Буркина-Фасо двумя региональными финансовыми подразделениями, Банком развития и инвестиций Седеао (BIDC) и Западноафриканским банком развития (Boad). Еще более важным является тот факт, что три страны переворота в общей сложности вносят 22,5 процента в ресурсы Центрального банка региона (Бчао). В этом контексте ситуация может ухудшиться, если эти трое также решат выйти - как и ожидалось - из Западноафриканского экономического и валютного союза (WEMOA), суборганизации Cedeao, к которой принадлежат восемь стран блока на основе CFA. франк – валюта, привязанная к евро – как единая валюта.
Выход трех стран из WEAEM скорее всего, это рискует привести к девальвации франка КФА с негативными последствиями для покупательной способности, инфляции и долга стран-членов. Риск, который тем более конкретен, что Бамако и его союзники объявили о своем намерении создать параллельный валютный альянс. «Помимо сферы безопасности, наш альянс должен развиваться в политической и валютной сферах», — заявил нигерийский генерал-заговорщик Омар Абдурахаман Чиани в интервью нигерийской телекомпании «РТС» в декабре. Три страны, по словам Чиани, работают над принятием дополнительных протоколов, созданием институциональных и юридических органов Альянса и «определением политических мер и дипломатической координации». Первоначально AES возникла как оборонный пакт между Мали, Нигером и Буркина-Фасо, которые решили объединить свои военные ресурсы для борьбы с повстанческими или джихадистскими группировками. Однако сегодня перспектива его развития также в финансовом и коммерческом плане подталкивает Седеао к компромиссам, которые были немыслимы всего несколько месяцев назад, когда правительство Нигерии стало убежденным сторонником вооруженной интервенции в Ниамее, добившись активации резерва. сила региональная.
https://www.agenzianova.com/ru/news/%D0%B2-%D0%90%D1%84%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B5-%D1%85%D1%83%D0%BD%D1%82%D1%8B-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BB%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D1%83-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5-%D0%BE%D1%82%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8B-%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B9-%D0%A1%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B0%D0%BE/amp/