На американском сайте MR Online News опубликована статья, посвящённая колониальной политике Франции в Африке. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Azвыдержку из данного материала.
«2 октября 1958 года Гвинея провозгласила независимость от Франции. Президент африканской страны Ахмед Секу Туре вступил в противостояние с французским лидером Шарлем де Голлем, который пытался заставить его отказаться от проекта независимости. На угрозы де Голля Туре ответил: «Гвинея больше предпочитает бедность на свободе, чем богатство в рабстве». В 1960 году французское правительство начало тайную операцию под названием Persil, чтобы подорвать суверенитет Гвинеи и свергнуть Туре. Она была названа в честь стирального порошка, которым отмывали грязь. Это дает четкое представление об отношении французов к африканцам. Франция не хотела мириться с независимостью Африки, но и африканские народы не желали принимать французское господство.
Сахель стремится к суверенитету
Лозунг «Франция, убирайся вон!», направленный против продолжающегося наследия французского колониализма в регионе, уже давно звучит по всей Западной Африке. В последние годы этот призыв приобрел новый размах, начиная с массовых движений в Сенегале в 2018 году и предвыборного обещания новоизбранного президента Бассиру Диомайе Файе освободить страну от неоколониальной денежной системы франка КФА и заканчивая поддержанными народом военными переворотами в Мали, Буркина-Фасо и Нигере и выводом французских войск из этих стран в 2021-2023 годах.
Военные правительства центральных государств Сахеля (Мали, Буркина-Фасо и Нигера) предприняли шаги по отвоеванию суверенитета у западных монополий – например, они пересмотрели контракты на добычу полезных ископаемых и изгнали иностранных военных, – а также по созданию новых платформ регионального сотрудничества. 16 сентября 2023 года правительства Буркина-Фасо, Мали и Нигера подписали пакт о взаимной обороне, названный Хартией Липтако-Гурма. Это трехстороннее партнерство стало ответом на угрозы военного вмешательства и экономические санкции, введенные против Нигера Экономическим сообществом западноафриканских государств (ЭКОВАС) после произошедшего в июле 2023 года переворота.
Через несколько месяцев после заключения соглашения об оборонном сотрудничестве три страны вышли из регионального блока ЭКОВАС. Что стоит за этой волной переворотов в Сахеле, и что она значит для региона?
Наследие французского колониализма
Антиимпериалистические настроения зарождались в Сахеле на протяжении многих лет. На примере Нигера, который является символом движения сопротивления в регионе, можно сказать, что во время июльского переворота 2023 года народ вышел на улицы против французского колониального господства, которое способствовало разгулу структурной коррупции и лишило значительные слои населения гражданских прав.
Большая часть коррупции имеет место в горнодобывающем секторе Нигера, где расположено одно из крупнейших в мире месторождений урана. В 2014 году тогдашний президент Нигера Махамаду Иссуфу снизил налоги на добычу полезных ископаемых, что было выгодно французским монополиям. Тем временем французские военные в Нигере действовали как жандармы для горнодобывающих компаний и против тех, кто стремился мигрировать в Европу.
Предполагаемое «совместное предприятие» Нигера и Франции в урановой промышленности Société des Mines de l'Aïr (SOMAIR) – ещё один пример продолжающегося французского господства в регионе Сахеля и на всём африканском континенте. В то время как Комиссариат по атомной и альтернативным видам энергии и две французские компании владеют 85% акций компании, правительству Нигера принадлежит всего 15%. В то время как почти половина населения Нигера живет за чертой бедности, а 90 % – без электричества, по состоянию на 2013 год уран из Нигера используется для питания каждой третьей лампочки во Франции. Неудивительно, что вскоре после переворота 2023 года нигерийцы захватили французское посольство и военную базу в столице Ниамее. Вскоре после этого французские войска были выведены из страны.
Поиск новых партнеров и путей
Народы Сахеля разочаровалось не только в военных стратегиях Запада, что видно по растущему числу соглашений о сотрудничестве в области безопасности с другими странами, но и в экономической политике, которая не принесла значительных результатов в социальном развитии. Несмотря на богатые энергетические ресурсы региона (включая уже упомянутые запасы урана в Нигере), в Сахеле уровень производства энергии и доступа к ней очень низкий: по меньшей мере 51 % населения не имеет доступа к электричеству.
Хотя Альянс государств Сахеля создавался как оборонный пакт, его основными задачами являются политическая автономия и экономическое развитие. Это включает в себя, например, реализацию совместных энергетических проектов и изучение возможности создания региональных инициатив в области гражданской ядерной энергетики. Буркина-Фасо уже подписала соглашения с государственной российской компанией «Росатом» о строительстве новых электростанций, а Мали развивает применение атомной энергии в рамках Национальной ядерной программы, контролируемой Малийским агентством по радиационной защите.
В конечном счете, Альянс государств Сахеля представляет собой попытку поддержать требования суверенитета и права на самоопределение – повестку, которую народы Нигера, Буркина-Фасо и Мали поддержали, выйдя на улицы.
События в Сахеле развиваются очень быстро, но, как писала малийская писательница Айша Фофана в книге La fourmilière в 2006 году, модернизация сдерживается жесткостью и мудростью старых устоев. Необходимо проявить терпение. Перемены грядут. Но они происходят в своеобразном темпе», – говорится в материале.
Перевод: Фарах Мамедли
Caliber.Az