Российские власти серьезно настроены на сотрудничество со странами Африки. В частности, а рамках саммита Россия – Африка, который недавно завершился в Санкт-Петербурге, говорилось об активном развитии двухстороннего туристического обмена. Поговорили с экспертами, какие перспективы у разных стран Африки на российском рынке.
Когда смотришь на карту мира в традиционном российском варианте проекции Меркатора, Африка не воспринимается настолько огромной, какой она является на самом деле.
Но расстояние от Дакара (Сенегал, западное побережье) до восточной оконечности Сомали (находится примерно на той же параллели) по прямой составляет 7,4 тыс. км. Это столько же, сколько от Калининграда до Петропавловска-Камчатского (тоже по прямой).
А с Севера на Юг – от Туниса до ЮАР – 8 тыс. км. Парадоксально, но даже Мурманск к Каиру, Алжиру или Касабланке едва ли не в два раза ближе, чем Кейптаун в ЮАР.
С точки зрения туристического имиджа, инфраструктуры и потенциала континент можно поделить на несколько различных зон.
Первая, наиболее знакомая россиянам – Северная Африка (Египет, Тунис, Марокко). Это (в особенности Египет) – страны массового российского туризма.
Вторая группа стран, тоже изученная российскими туристами – это африканские острова - Сейшелы, Маврикий и (в меньшей степени) Мадагаскар.
Третья – это прибрежные страны Восточной Африки – Танзания, Кения, завоевавшие любовь европейских туристов и успевших полюбиться российской обеспеченной публике.
Четвертая – пляжные страны Западной Африки – Сенегал, Того, Гамбия, Кабо-Верде (уже освоены европейцами, но пока не россиянами, хотя в Гамбии был короткий опыт российских чартеров).
Пятая – это Южная Африка (в основном ЮАР)
Остальная часть Африки пока намного менее знакома путешественникам, но туристический потенциал у них тоже очень разный. Намибия, Зимбабве, Эфиопия, вероятно, смогут найти своего туриста. Про Сомали и Чад так сказать пока нельзя.
ТОП-10 наиболее востребованных африканских направлений для российских путешественников по агрегированным оценкам туроператоров-членов АТОР сегодня выглядит так:
- Египет
- Тунис
- Марокко
- Танзания
- Сейшелы
- Кения
- ЮАР
- Маврикий
- Эфиопия
- Мадагаскар
И здесь, опять же, очень важно отдельно подчеркнуть, что ни нынешний турпоток, ни перспективы его роста по этим направлениям очень разные. Если в случае Египта речь идет о 1,5 млн потенциальных туристов только из России в год, то на Маврикий за первое полугодие приехали чуть больше 8 тыс. россиян.
«Если оценивать развитость туристической инфраструктуры, уровень сервиса, полюбившуюся всем концепцию «все включено» и так далее, то, безусловно, Египет и Тунис на протяжении ближайших лет будут сохранять лидирующие позиции среди массового туризма в страны Африки. Но все же к другим африканским направлениям стоит точно присмотреться, особенно туристам, предпочитающим индивидуальные туры», – считают в TEZ Tour.
У КАКИХ АФРИКАНСКИХ СТРАН ЕСТЬ ПЕРСПЕКТИВЫ НА РОССИЙСКОМ ТУРИСТИЧЕСКОМ РЫНКЕТуроператоры отмечают, что интерес к относительно новым для российского рынка направлениям за последний год увеличился в разы.
При этом надо понимать, что речь не идет о том, что «россияне выберут Кению вместо Таиланда». Не выберут. Но в принципе заметят существование новых направлений. И при адекватной ценовой политике некоторые африканские страны смогут получить свою долю туристов.
«Учитывая тот факт, что список доступных для наших соотечественников стран ограничен, эта тенденция сохранится, – говорят в Ambotis Holidays. – Немаловажную роль в этом вопросе играют цены: в этом сезоне мы видим, что «экзотика» может составить полноценную конкуренцию привычным массовым направлениям. Это хорошо видно на примере Танзании».
Среди наиболее перспективных африканских направлений с точки зрения объемов турпотока и доходности (за исключением Северной Африки) опрошенные туроператоры называют Танзанию (Занзибар, куда уже летали даже чартеры из регионов, и, похоже, скоро будут летать опять) и Кению.
«Кения – это и пляж, и знаменитые во всем мире сафари-туры, а также набравшие небывалые охваты в социальных сетях публикации из «жираф-отеля» (когда посетители во время завтрака кормят жирафов, с любопытством заглядывающих в панорамные окна). За последние несколько лет, начиная с пандемии, обрела популярность и столица Кении – Найроби, где находится огромный национальный парк, природные заповедники и интереснейшие аутентичные музеи», – говорят в TEZ Tour.
В PAC Group предупреждают, что покупать туры в страны Восточной Африки следует заранее, чтобы гарантировано иметь возможность выбрать хорошие места в лоджах.
По мнению экспертов BSI Group, неплохие перспективы роста есть у ЮАР, Маврикия и Мадагаскара. Хороший кейс – Сейшелы, которые продолжают привлекать состоятельную российскую публику, в том числе благодаря прямым рейсам «Аэрофлота». За первое полугодие на Сейшелы прибыли 30,6 тыс. россиян.
Что касается Маврикия, то компании FUN&SUN и ПАКС даже взяли блоки мест на Emirates по этому направлению.
«Но все это не самые дешевые направления – сказываются дальность перелета и стоимость обслуживания на месте», – отмечают в BSI Group.
Помимо указанных выше направлений, в ICS Travel Group отмечают, что теоретически российские туристы могут обратить внимание в будущем на Намибию, Ботсвану, Кабо-Верде и Зимбабве. В «Русском Экспрессе» также называют Руанду и Уганду.
Кстати, мы недавно писали, что в Руанде строят новый большой аэропорт, призванный в принципе изменить географию путешествий по Африке.
Реже отмечают Алжир и Эфиопию. «Алжир – абсолютно самобытная страна в Северной Африке, где раскинулись сказочные восточные базары, древние руины великих цивилизаций и памятники различных культур, оказавшие влияние на данную местность. Алжир славится своей великолепной национальной кухней, которая служит вдохновением для шеф-поваров по всему миру», – говорят в TEZ Tour.
Вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян уверен, что турпоток в Африку будет расти.
«Африканский континент для западных туристов давно развит, но россияне для себя его только открывают», – говорит эксперт.
ЧТО МЕШАЕТ РОСТУ ТУРПОТОКА ИЗ РОССИИ В АФРИКУНо на данный момент есть несколько системных проблем, которые мешают развитию туристических взаимоотношений между Россией и Африкой. И в первую очередь туроператоры отмечают отсутствие взаимного продвижения и поддержи со стороны советов по туризму стран Африки.
В Ambotis Holidays подчеркивают, что африканские направления станут популярнее при грамотном маркетинге.
«Наши туристы очень мало знают о возможностях отдыха в Руанде, на Мадагаскаре или в Эфиопии. Занзибару в Танзании парадоксально и случайно помог COVID-19 и отсутствие конкуренции с другими странами, а далее свое дело сделало сарафанное радио», – объясняют в пресс-службе «Интуриста».
В Coral Travel отмечают, что путешествия по Африке – это сложный продукт, требующий знания множества деталей.
«Направления в Африке будут развиваться на российском рынке, если повысится осведомленность о них не только в потребительской среде, но и в среде профессионалов – турагентов и туроператоров», – уверены в компании.
Низкую осведомленность о многих африканских направлениях и объектах размещения в качестве причины, «тормозящей» турпоток в Африку, также называют в ANEX.
Вторым фактором, играющим против увеличения турпотока, остается недостаточная авиаперевозка. Например, в PEGAS Touristik уверены, что развитие многих африканских направлений начнется тогда, когда будут прямые чартерные рейсы.
Туроператоры говорят и о дороговизне туров в Африку, но замечают, что эта причина – не основной «тормоз». В BSI Group отдельно отмечают, что первостепенную роль для роста турпотока из России для африканских стран играет способность обеспечить безопасность туристов.
Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзерезюмирует: любая страна может «найти своего туриста», но в случае с Африкой рынку пока мешают отсутствие знаний у потребителей и розницы о туристических возможностях перспективных африканских направлений и отсутствие прямых перелетов во многие интересные с точки зрения туризма страны Африки.