By afrinz on 21.11.2023
Category: Политика

Перспективы российского атома в Африке

Обсуждение атомных электростанций для Африки оказалось в центре внимания мировых СМИ во время прошедшей энергетической недели в южноафриканском Кейптауне. Уже сейчас континент испытывает острую нехватку электроэнергии, а в ближайшей перспективе на инвестиции в производство электроэнергии потребуются десятки миллиардов долларов. О том, почему Россия пока единственная страна, которая может дать Африке доступную атомную энергетику в материале «Африканской инициативы».

Электричество для меньшинства

На начало 2021 года 43% африканского населения или около 600 миллионов человек по-прежнему остаются без доступа к электроэнергии, следует из данных Международного энергетического агентства. При этом 590 миллионов из них проживают в странах южнее Сахары. Многие жители африканского континента, как, например, в Зимбабве, вынуждены работать ночью, потому что это единственное время, когда производству сектору достаточно электроэнергии. Отсутствие надежного энергоснабжения серьезно замедляет экономический рост всего континента.

Нигерия, самая населенная страна континента, сталкивается с проблемой нехватки электроэнергии на протяжении многих лет. В стране производится лишь 4000 мегаватт, в то время как для более 210 миллионов человек необходимо 30 000 мегаватт, указывают эксперты Всемирного банка. Богатая нефтью Нигерия попыталась увеличить инвестиции в энергетику, но пандемия, коррупция, отсутствие инфраструктуры и нехватка квалифицированных кадров свели на нет усилия правительства.

В Зимбабве засуха сильно снизила уровень озера Кариба, что повлекло за собой сокращение производства электроэнергии на местной ГЭС. Станция, которая ранее обеспечивала Зимбабве около 70% электроэнергии, сейчас производит всего 300 мегаватт — более чем в три раза ниже своего потенциала (1050 мегаватт).

В Южной Африке производство электроэнергии за последние годы стало настолько недостаточным, что даже самой развитой экономике континента приходится регулярно сталкиваться с внезапными отключениями света на восемь-десять часов в день. Иногда ситуация на столько критична, что правительству ЮАР приходится объявлять чрезвычайное положение.

Среди причин кризиса с энергоснабжением — старение инфраструктуры, отсутствие государственного контроля и недостаток квалифицированных кадров для обслуживания сетей. Но историческая проблема заключается в том, что многие колониальные системы электроснабжения были созданы исключительно для белого населения, и чернокожее большинство было исключено из них.

Вопрос независимости

Для всеобщей электрификации в странах Африки к югу от Сахары ежегодно потребуется инвестиции в размере около 20 миллиардов долларов, прогнозируют эксперты Всемирного банка. Причем около половины этой суммы, почти 10 миллиардов долларов, необходимы для поддержания и развития системы электроснабжения в Западной и Центральной Африке.

Страны запада обещают выделить 8,5 миллиардов долларов на переход Африки к более экологически устойчивым источникам энергии, что может оказать существенное воздействие на энергетическую ситуацию в регионе. Однако сейчас более трети всей вырабатываемой электроэнергии в Африке приходится на уголь и нефтепродукты. Если резко сократить производство электроэнергии из ископаемых углеводородов, не предлагая что-то взамен, народы Африки еще сильнее попадут в колониальную зависимость.

Необходимость в доступной и экологически чистой электроэнергии в Африке — это насущный вопрос независимости, экономического роста и роста благосостояния африканских народов.

Например, 19 октября этого года Столица Гвинеи-Бисау – страны в Западной Африке – погрузилась во тьму, когда турецкая компания Karpowership отключила городу электроэнергию. По словам министра экономики Гвинеи-Бисау Лансине Конде, произошло это из-за невыплаченного долга в 15 миллионов долларов. Эту сумму страна задолжала компании за электро и водоснабжение. Турецкая компания на 100% контролирует энергетический рынок Гвинеи-Бисау, что серьёзно ограничивает её экономическое развитие и суверенитет.

Турецкая Karpowership – один из крупнейших в мире операторов плавучих электростанций. Она контролирует часть энергетического рынка Африки за счет предоставления плавучих генерирующих мощностей на сжиженном газе. От неё зависят на 80% — Сьерра-Леоне, на 60% — Гамбия, на 26% — Гана, на 10% — Гвинея, Мозамбик и Судан, на 15% — Сенегал, 16% — Замбия. Стоимость вырабатываемой электроэнергии Karpowership, по данным Forbes составляет 20-25 евроцентов за кВт/ч, что сопоставимо со стоимостью электроэнергии во Франции — одной из богатейших стран мира.

Росатом

Одним из наиболее обещающих путей для Африки стало развитие атомной энергетики. На континенте набирает обороты «ядерный ренессанс», ключевую роль в котором уже играет российская госкорпорация Росатом.

На данный момент, на африканском континенте функционирует только одна атомная электростанция — Кеберг в Южной Африке. ВВеденная в эксплуатацию еще в эпоху апартеида, она использует реактор французского типа. Более десяти других африканских стран активно сотрудничают со специалистами в области атомной энергетики из разных стран и рассматривают возможность строительства АЭС. Некоторые из них уже имеют исследовательские центры, сотрудничают с Международным агентством по атомной энергии и развивают свои регулирующие органы, как например, Гана.

Однако, единственным поставщиком, который заключил обязательные контракты на проектирование, закупку топлива и производство, и даже начал строительство атомных станций в Африке, остается российская корпорация Росатом. Одним из знаковых событий в этом процессе стало начало строительства египетской АЭС «Эль-Дабаа» в июле 2022 года. Россия предоставила Египту льготный кредит в размере 25 миллиардов долларов, покрывающий 85 процентов расходов. По завершении строительства, АЭС «Эль-Дабаа» будет состоять из четырех российских энергоблоков ВВЭР-1200.

В 2023 году на саммите «Россия – Африка» в Санкт-Петербурге российские официальные лица подписали меморандумы и соглашения о сотрудничестве в атомной энергетике с Бурунди, Зимбабве и Эфиопией. Кроме того, российская компания «ТВЭЛ» заключила соглашение о сотрудничестве в производстве и переработке ядерного топлива с Южноафриканской корпорацией ядерной энергии.

Официальная позиция России в вопросах сотрудничества с африканскими странами заключается в создании на их территории собственных мощностей по добыче и переработке энергетических ресурсов, а также инфраструктуры для обеспечения энергетической безопасности континента. Согласно совместному докладу Российского совета по международным делам и Союза «Африканская деловая инициатива», Россия видит приоритет в укреплении суверенитета африканских стран в различных сферах, включая энергетику.

На сессии «Энергия будущего Африки: совместные энергетические решения» на форуме African Energy Week проходившего с 16 по 20 октября в Кейптауне было заявлено, что многолетнее партнерство госкорпорации «Росатом» со странами региона направлено на развитие надежных и безопасных энергетических проектов. Уже сейчас более 2 тыс. африканских студентов обучаются ядерным специальностям в опорных вузах Госкорпорации и впоследствии смогут развивать ядерные программы своих стран. «Будущее Африки – яркое, и мы в Росатоме готовы помочь партнерам на этом пути, — сказал генеральный директор регионального офиса Росатома в Центральной и Южной Африке Райан Колльер. – Эффективное сотрудничество, основанное на уважении, и инновационные решения Росатома могут внести свой вклад в сферу энергетики Африки».

Конкуренция малых реакторов

Для Африки Росатом предлагает свои новейшие технологические решения — малые модульные реакторы (ММР) и плавучие атомные электростанций (ПАТЭС). Так, первый заместитель генерального директора Росатома Кирилл Комаров во время African Energy Week заметил, что в России еще с 2019 года эксплуатируют ПАТЭС. «Уверены, что это технологическое решение может стать ответом на потребности Африки в стабильной и безопасной электроэнергии с учетом географической специфики региона: Африка имеет обширную и разнообразную береговую линию, которая простирается вдоль Атлантического и Индийского океанов», — заявил Комаров.

Пока Россия остается лидером по разработке и эксплуатации реакторов малой мощности — это уже действующая первая в мире плавучая АЭС «Академик Ломоносов», и реакторы атомных ледоколов. Как отметил ранее доктор технических наук Виталий Петрунин, генконструктор АО «ОКБМ Африкантов», где созданы и создаются реакторы для ПАТЭС, в настоящее время ведется разработка реакторной установки РИТМ-200Н для пилотного проекта наземной атомной станции малой мощности. В интервью «Российской газете» Петрунин в частности заявил, что энергоблоки большой мощности доступны далеко не всем странам прежде всего по причинам финансово-экономического характера, но также из-зи особенностей промышленной и энергосетевой инфраструктуры, отсутствия нужных кадров и законодательной базы. По словам атомщика, в таких условиях ядерные реакторы малой и средней мощности, и атомные станции на их основе (АСММ и АССМ) привлекают все более пристальное внимание развитых и развивающихся стран».

Американские, китайские, южноафриканские разработчики, также работают над модульными реакторами. Например, США предлагают странам Африки использовать американские модульные реакторы вместо больших АЭС, заявил заместитель помощника министра энергетики США по Европе, Евразии, Африке и Ближнему Востоку на полях African Energy Week в Кейптауне. Однако первый прототип подобного реактора будет построен в США лишь в 2029 году. Южноафриканская компания Stratek Global рассчитывает создать опытную установку малого модульного реактора (HTMR-100), разработанного на основе южноафриканского проекта Pebble Bed Modular Reactor, но, когда подобный реактор будет создан не сообщается.

Максим Рева

Related Posts