В Африке музыка всегда была важной частью социальной, политической и религиозной жизни. Профессиональные бродячие музыканты гриоты, подыгрывающие себе на барабанах, в своих песнях передавали легенды, сведения об истории и культуре. По одной из версий, они стали предшественниками современных рэперов. С помощью песен в различных жанрах музыканты часто пытаются донести свою точку зрения о политике, властях и происходящем в мире. Примечательно, что в последнее время начинают появляться африканские исполнители, симпатизирующие России и поющие о ней.
Хотя рэп как жанр зародился в США, он прочно прижился в Африке. Современные африканцы признаны лучшими рэперами в мире. Родные африканские ритмы и рифмы делают африканский хип-хоп и рэп действительно особенными, динамичными и мощными.
Так, например, Стефан Траоре, молодой предприниматель и артист из Буркина-Фасо, читает рэп под творческим псевдонимом Ruscof. Его отец – буркиниец, а мама – россиянка. Поэтому Стефан часто бывает в России и хорошо говорит по-русски, пишет о нём телеграм-канал «Африканская инициатива».
Его творчество вдохновляют перемены в странах Сахеля – Мали, Нигере и Буркина-Фасо – и популярные у африканской молодёжи идеи «санкаризма» – выраженные в речах и поступках буркинийского политического и военного деятеля, революционера Тома Санкара взгляды на социальную справедливость и борьбу за права угнетённых народов.
Помимо музыкальной деятельности рэпер недавно участвовал в записи передачи «Русский час» на одной из самых крупных радиостанций Буркина-Фасо, знакомя африканских слушателей с русской музыкой. Он ставил трэки «Кино», Григория Лепса, Шамана («Я русский») и других исполнителей. Программа будет выходить еженедельно по воскресеньям. В неё войдут уроки русского языка, произведения в исполнении российских артистов. Их дополнят новости, рассказывающие о том, как идёт развитие отношений двух стран. В скором времени знакомить с культурой России и её новостями будут и на других ресурсах.
Радио в странах Сахеля – один из важнейших источников информации. Дело в том, что далеко не все жители этих государств грамотны и имеют доступ к интернету и телевещанию.
Интерес жителей страны к русской культуре и русскому языку обусловлен активным участием России в обеспечении региональной безопасности «Альянса государств Сахеля».
Помимо рэпа в Африке существует множество направлений, связанных с традиционными африканскими мотивами и их смешением с современной музыкой. Микс в жанре зачастую продолжается смешением нескольких языков в текстах песен.
Уатара Идриса Летасивиль, выступающий под псевдонимом Fadouba, – молодой исполнитель в жанре JANDABI (совмещение традиционных африканских мотивов с современной музыкой и регги). Его творчество стало особенно популярным с приходом к власти в Буркина-Фасо Ибрагима Траоре в сентябре 2022 года.
Молодой артист, также как и рэпер Ruscof, разделяет революционное наследие «африканского Че Гевары» Тома Санкара и поддерживает политику Ибрагима Траоре и Владимира Путина.
В его песне Travaillons ensemble («Давайте работать вместе») три военных лидера стран Сахеля вместе с Владимиром Путиным борются с терроризмом и бандитизмом за сохранение суверенитета и территориальной целостности своих стран.
«Я посвящаю своё творчество своей родине, а также президенту России Владимиру Путину, президенту Буркина-Фасо Ибрагиму Траоре, президенту Мали Ассими Гойте, президенту Нигера Абдурахману Чиани.
Их сотрудничество имеет значение в деле восстановления мира в Западной Африке. Я действительно вдохновился тем, как Владимир Путин помогает Африке в борьбе за мир. Работаем вместе, чтобы отвоевать наши границы! Владимир Путин, я вас приветствую! Растафарай!
Вавилон падёт, все кто пойдёт против Путина падут, потому что Путин пришёл, чтобы помочь Буркина-Фасо, чтобы помочь Мали и Нигеру! Ибрагим Траоре — как Тома Санкара, Владимир Путин — как Тома Санкара, — честные лидеры. Растафарай!» – рассказал музыкант в интервью телеграм-каналу «Африканская инициатива».
Но не только политика интересует современных африканских музыкантов. Камерунская исполнительница Джоэль Эссо всерьёз заинтересовалась творчеством Александра Пушкина и даже посвятила ему целый альбом под названием «От Ганнибала до Пушкина». В песне «Пушкин» певица на русском языке перечисляет произведения великого классика. По её словам, любимыми произведениями стали «Арап Петра Великого», «Пиковая дама» и «Евгений Онегин».
– О Пушкине я узнала благодаря статье профессора Гнамманку в книге «Абрам Ганнибал – чёрный дед Пушкина, – рассказывает она. –История Александра Пушкина и его прадеда стала для меня большим открытием. Я начала говорить об этом в своём окружении и заметила, что многие не знают эту историю. Я придумала рассказать её в песнях, чтобы достучаться до публики, которая не ходит на конференции или в музеи, а также до тех, кто мало читает».
Кроме того, камерунская певица летом приняла участие в культурном проекте Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина и библиотеки-читальни имени И. С. Тургенева «Пушкин: Стороны Света», направленном на знакомство с биографией и творчеством русского поэта. В рамках цикла мероприятий участники узнали и об африканских корнях Александра Пушкина.
Читайте также: Пушкин и Ганнибал возвращаются в Африку
Африка очень музыкальна, и во многих странах, где не так развиты телевидение и интернет, радио является едва ли не главной медийной силой. И если африканские музыканты поют о России, значит Россия действительно возвращается в Африку, где до сих пор не забыли ту помощь, которую оказывал странам континента Советский Союз.
Елена Хрулёва
https://russkiymir.ru/