By Елена Викторовна Юсфи on 28.11.2023
Category: Политика

Грандиозный план Саудовской Аравии «подсадить» бедные страны на нефть

Саудовская Аравия реализует масштабный глобальный инвестиционный план по созданию спроса на свою нефть и газ в развивающихся странах, как показало тайное расследование. Критики заявили, что план был разработан для того, чтобы заставить страны «подсесть на ее продукты».

Мало что было известно о программе устойчивого спроса на нефть (ODSP), но в ходе расследования была получена подробная информация о планах по увеличению использования автомобилей, автобусов и самолетов, работающих на ископаемом топливе, в Африке и других странах, поскольку богатые страны все чаще переходят на экологически чистую энергию.

ODSP планирует ускорить развитие сверхзвуковых авиаперевозок, которые, как отмечается, потребляют в три раза больше реактивного топлива, чем обычные самолеты, и сотрудничать с автопроизводителями для массового производства дешевого транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания. Дальнейшие планы продвигают рост использования судов, которые используют загрязняющее окружающую среду тяжелое топливо — мазут или газ.

ODSP курирует фактический правитель Саудовской Аравии, наследный принц Мухаммед бен Салман, и в нем участвуют крупнейшие организации, такие как Государственный инвестиционный фонд стоимостью 700 миллиардов долларов, крупнейшая в мире нефтяная компания Aramco, нефтехимическая фирма Sabic и наиболее важные министерства правительства.

В общедоступной информации программа в основном представлена как «устранение барьеров» для энергетики и транспорта в более бедных странах и «повышение устойчивости», например, путем предоставления газовых плит для приготовления пищи взамен дровяных.

Однако все запланированные проекты, выявленные в расследовании Центра климатических исследований и Channel 4 News, предполагают увеличение использования нефти и газа. Чиновник сказал, что это «одна из главных целей».

Глава Всемирного банка недавно заявил, что богатым странам и компаниям необходимо помочь развивающимся странам преодолеть экономический рост прошлого, основанный на ископаемом топливе, и внедрить возобновляемые источники энергии. По словам Аджая Банги, если они этого не сделают, то нет никакой надежды прекратить выбросы углекислого газа к 2050 году, поскольку мировые ученые неоднократно давали понять, что это необходимо для предотвращения климатической катастрофы.

Саудовская Аравия заявила, что привержена климатическим целям Парижского соглашения по ограничению глобального потепления до уровня значительно ниже 2°C, стремясь при этом к повышению максимум на 1,5 °C. Чтобы достичь этого, выбросы ископаемого топлива должны быстро сокращаться, а большая часть запасов нефти и газа должна храниться в недрах земли, а это означает, что политика в области климата, такая как поддержка электромобилей, представляет значительную угрозу доходам богатого нефтью государства.

Важный вопрос на климатическом саммите Cop28 ООН, который начнется в четверг, заключается в том, смогут ли страны взять на себя обязательство поэтапно сокращать использование ископаемого топлива. В этом году климатический кризис побил температурные рекорды, а усилившиеся экстремальные погодные условия унесли жизни и средства к существованию по всему миру.

Мохаммед Адоу, директор аналитического центра Power Shift Africa, сказал:

«Правительство Саудовской Аравии похоже на наркоторговца, пытающегося подсадить Африку на свой вредный продукт.
«Остальной мир отучает себя от грязных и загрязняющих окружающую среду видов ископаемого топлива, а Саудовская Аравия отчаянно нуждается в большем количестве потребителей и обращает свой взор на Африку. Это отвратительно.
«Африка не может догнать остальной мир, идя по стопам загрязняющих окружающую среду стран. Это означало бы, что мы упускаем преимущества современных энергетических решений, которыми Африка может воспользоваться благодаря своему огромному потенциалу возобновляемых источников энергии. У нас есть преимущество опоздавших, а это значит, что мы можем перейти к подлинному энергетическому переходу».

Антониу Гутерриш, генеральный секретарь ООН, заявил в 2021 году:

«Нам нужна адекватная международная поддержка, чтобы экономика африканских и других развивающихся стран смогла преодолеть развитие, связанное с загрязнением окружающей среды, и перейти к чистой, устойчивой энергетике».

Министерство энергетики Саудовской Аравии не ответило на запрос о комментариях.

Краткая информация на англоязычном веб-сайте программы называется «Программа устойчивого развития нефтяной отрасли», в то время как в арабской версии она описывается как «Программа устойчивого спроса на нефть».

Заявленная цель, согласно арабскому сайту, заключается в «поддержании и развитии спроса на углеводороды как конкурентоспособный источник энергии путем повышения его экономической и экологической эффективности, обеспечивая при этом устойчивый переход в структуре энергопотребления королевства Саудовской Аравии».

В июньском сообщении Саудовской фондовой биржи о меморандуме о взаимопонимании, подписанном ODSP и Saudi Industrial Export Company, первоначально говорилось, что это позволит осуществлять «деятельность в областях поддержания спроса на нефть». Исправление на следующий день заменило эту фразу на «деятельность по расширению доступа к энергии».

Подробности проектов ODSP стали известны после того, как репортеры под прикрытием выдали себя за потенциальных инвесторов и встретились с официальными лицами правительства Саудовской Аравии. Это показало, что растущий спрос на нефть и газ в развивающихся странах был красной нитью, проходящей через запланированные проекты.

В презентации, использованной официальными лицами, говорилось, что стратегия заключается в том, чтобы «разблокировать спрос на развивающихся рынках путем устранения барьеров для доступа к энергии посредством инвестиций в инфраструктуру».

На вопрос журналистов, заключалась ли цель в искусственном стимулировании спроса на некоторых ключевых рынках, чиновник ответил:

«Да, это одна из главных целей, которую мы пытаемся достичь.
«Мы не верим, что [развивающиеся страны] могут пропустить этот этап [использования ископаемого топлива], потому что для полного внедрения электромобилей вам понадобится готовая инфраструктура».
«Многие африканские страны сейчас не имеют достаточного количества электросетей для поддержания своей повседневной жизни. Мы считаем, что они заслуживают шанса получать необходимую энергию для своего развития сейчас. Тогда в будущем они смогут работать над улучшением или переходом на более эффективные источники энергии».

По словам официальных лиц, одним из критериев отбора 46 проектов ODSP был «потенциал увеличения спроса», при этом программа способствовала финансированию, необходимому для реализации проектов.

Проекты делятся на три категории: транспорт, коммунальные услуги и материалы, причем третья категория способствует замене некоторых видов цемента, стали и древесины, используемых в строительстве, пластиками нефтяного происхождения.

«Целью транспортного сектора является повышение долгосрочной устойчивости транспортного топлива. Мы говорим о дизельном топливе, бензине и авиатопливе для реактивных двигателей», — сказал чиновник, отметив, что финансирование дорог является частью плана.
«Мы стремимся ускорить и усилить влияние и внедрение технологий и оптимизации двигателей внутреннего сгорания [ICE].
«У нас также есть возможность повысить доступность и внедрение недорогих автомобилей, особенно на развивающихся рынках. Только 3% людей владеют автомобилями в Африке».

Согласно презентации, план состоит в том, чтобы «сотрудничать с автомобильным [производителем] в… разработке и производстве высококонкурентного недорогого автомобиля», который «поднимет цены на нефть».

Согласно презентации, ODSP дополнительно ориентирован на услуги автобусов, совместного использования поездок и доставки:

«Цель состоит в том, чтобы поддержать развертывание парков в развивающихся странах для удовлетворения растущего спроса на бензин/дизельное топливо».

В авиации ODSP планирует увеличить количество рейсов за счет содействия инвестициям в «приобретение или запуск» бюджетной авиакомпании.

Официальные лица заявили, что началась работа по «ускоренному развитию коммерческой сверхзвуковой авиации», которая «потребляет в 3 раза больше энергии на одно посадочное место-км, чем дозвуковые коммерческие самолеты».

Планы по производству электроэнергии включают в себя «мини-сети, работающие на мазуте», которые будут работать на дизельном топливе или мазуте, сказал чиновник. Также будут облегчены инвестиции в суда, оснащенные «плавучими электростанциями», работающими на мазуте или газе.

В ноябре Саудовская Аравия подписала соглашения с Руандой о «развитии спроса на углеводородные ресурсы», с Нигерией о «продвижении сотрудничества и укреплении нашего партнерства в нефтегазовом секторе» и с Эфиопией о «сотрудничестве в области поставок нефти».

«Тот факт, что африканские страны настолько отчаялись, что попались на эту уловку, объясняется неспособностью стран, исторически загрязняющих окружающую среду, выполнить свои обязательства по финансированию борьбы с изменением климата», — сказал Адоу. «Но нам нужны инвестиции от богатых стран, которые претендуют на роль климатических лидеров. В противном случае мы можем ожидать новых сомнительных сделок, подобных этой, которые ставят под угрозу не только африканцев, но и глобальные усилия по обеспечению безопасного и процветающего климата для всех».

По материалам Guardian

https://www.profinance.ru/news/2023/11/28/carg-grandioznyj-plan-saudovskoj-aravii-podsadit-bednye-strany-na-neft.html

Нефтеперерабатывающий завод Saudi Aramco, одна из организаций, участвующих в программе устойчивого спроса на нефть. Фото: Ахмед Джадалла/Reuters

Related Posts