By afrinz on 24.11.2023
Category: Экономика и Финансы

NYT: демография выдвигает Африку на первый план в следующие 25 лет

К 2050 году треть всей молодежи Земли будет жить в Африке, пишет в большом материале для New York Times главный африканский корреспондент журнала Time Деклан Уолш.

В 1950 году африканцы составляли 8% населения мира. По прогнозам ООН, столетие спустя они будут составлять четверть человечества и как минимум треть всей молодежи в возрасте от 15 до 24 лет. К 2040-м годам на долю африканцев будут приходиться двое из пяти детей, рождающихся на планете.

В течение ближайшей четверти века население Африки увеличится почти вдвое и составит 2,5 миллиарда человек. Директор Института африканских исследований в Лондоне Эдвард Пейс в своей книге об африканской демографии называет происходящее с континентом «молодежетрясением» (Youthquake), которое приведет к «поистине ошеломляющим переменам». «Это мать всех мегатенденций», — сказал Карлос Лопес, экономист из Гвинеи-Бисау, ранее возглавлявший Экономическую комиссию ООН для Африки.

Впереди Индии и Китая по количеству трудовых ресурсов

В течение следующего десятилетия Африка будет иметь самое большое в мире количество трудоспособного населения, обогнав Китай и Индию. «Эксперты говорят, что приближающаяся волна человечества выдвинет Африку на первый план в решении самых насущных проблем нашего века, таких как изменение климата, энергетический переход и миграция», — пишет NYT.

Сейчас средний возраст жителя африканского континента составляет 19 лет. В Индии, самой густонаселенной стране мира, он составляет 28 лет. В Китае и США — 38. Премьер-министр Японии, где средний возраст составляет 48 лет, предупредил в январе, что его общество находится «на грани» дисфункции. В Италии, к тому же 2050 году, будет на 12% меньше людей, чем сейчас, и уже экспериментируют с роботами для ухода за пожилыми людьми.

Африка — самый быстро урбанизирующийся континент на планете. 670 миллионов мобильных телефонов на континенте, пока составляют по одному на двух жителей континента. Однако уже сейчас мобильный телефон — доминирующее интернет-устройство, используемое для развлечений, перемещения денег, творчества, политических революций и экстремизма.

Транснациональные компании гонятся за десятками миллионов новых потребителей Африки, которые появляются каждый год и представляют собой неиспользованные рынки косметики, органических продуктов питания и даже шампанского, пишет NYT. Так, Hilton планирует открыть 65 новых отелей на континенте в течение пяти лет. По оценкам банка Credit Suisse, ожидается, что к 2027 году численность миллионеров на континенте удвоится до 768 000.

Африканская культура завоевывает рынок

Первые толчки «молодежетрясения» уже ощущаются в мировой культуре, пишет NYT. Летом 2022 года нигерийская исполнитель Burna Boy выступил перед восторженной толпой на нью-йоркском стадионе Citi Field, подтвердив статус поп-короля. Он стал первым африканским артистом, собравшим стадион в Нью-Йорке. Несколькими неделями ранее в Лондоне он заполнил зал на 80 000 мест.

Это стало еще одной вехой для Afrobeats — западноафриканского музыкального жанра, который становится мировой сенсацией, пишет NYT. В 2022 году песни Afrobeats прослушивались на Spotify более 13 миллиардов раз по сравнению с восемью миллиардами в 2021 году. Самый быстрорастущий музыкальный рынок в мире находится в Африке к югу от Сахары. Gamma — музыкальная компания, частично принадлежащая Apple — открыла офис в Лагосе, надеясь первой открыть миру следующего Burna Boy или множество звезд поменьше. По оценкам ЮНЕСКО, к 2030 году африканская кино- и музыкальная индустрия может стоить 20 миллиардов долларов и создать 20 миллионов рабочих мест.

В 2023 году африканские артисты были на красных дорожках на церемонии вручения премии «Грэмми», которая добавила новую категорию «Лучшая африканская музыка», и на Каннском кинофестивале, где молодой французско-сенегальский режиссер Рамата-Тулай Си стал звездой. В Венеции Африка находится в центре внимания Архитектурной биеннале 2023 года. В прошлом году престижную Притцкеровскую премию получил архитектор из Буркина-Фасо. В 2021 году уроженец Танзании Абдулразак Гурнах получил Нобелевскую премию по литературе.

Африканская культура стала мягкой силой континента и источником наличных денег. На Netflix вышел мультсериал «Supa Team Four» о подростках-супергероях из Замбии, которые спасают мир. По словам Ханны О'Лири, руководителя отдела современного африканского искусства Sotheby's, впервые работа африканского художника была продана на аукционе за сумму больше 1 миллиона долларов только в 2004 году. С тех пор эту планку преодолели еще 11 человек. «Однако рынок все еще сильно недооценен», — считает искусствовед.

Растет международное влияние африканских стран

NYT также пишет, что ближайшие 25 лет будут эпохой, которая также «радикально изменит» и отношения африканских стран с с остальным миром. Политическое влияние Африки уже растет. «Ее лидеров обхаживают на ярких саммитах иностранные державы, которые жаждут огромных запасов полезных ископаемых, необходимых для производства электромобилей и солнечных батарей», — пишет NYT.

По данным Африканского банка развития, Африка обладает 60 процентами мирового потенциала солнечной энергии и 70 процентами кобальта, ключевого минерала для производства электромобилей. Ее тропические леса вытягивают из атмосферы больше углерода, чем Амазонская сельва. Амбициозные проекты формируются во многих странах: солнечная башня в Марокко или завод по производству экологически чистого водорода стоимостью 10 миллиардов долларов в Намибии.

У африканцев активно растет выбор союзников и партнеров: Россия, Китай, США, Турция и нефтяные государства Персидского залива, констатирует издание. Африканские руководители все чаще отвергают образ жертвы и требуют равноправного отношения. По подсчетам исследователей Денверского университета, с 2012 года в африканских странах открылось около 400 новых посольств. Список наиболее активных дипломатов возглавляют Турция, Катар, Объединенные Арабские Эмираты и Индия. В сентябре 2022 года Африканский Союз присоединился к «Большой двадцатке», заняв в ней место за одним столом с Европейским Союзом.

Резкий рост населения Африки отчасти является результатом прогресса, пишет NYT. Сегодня африканцы в среднем едят лучше и живут дольше, чем когда-либо. Младенческая смертность сократилась вдвое с 2000 года; калорийность питания возросла. Молодые африканцы лучше образованы и имеют больше связей, чем когда-либо: 44 процента окончили среднюю школу в 2020 году по сравнению с 27 процентами в 2000 году, и около 570 миллионов человек пользуются интернетом.

Из-за отсутствия инфраструктуры и промышленности растут миграция и безработица

Но растет и масштаб проблем. Нигерия — самая густонаселенная страна Африки — находится в глубоком кризисе: почти две трети из 213 миллионов ее граждан живут менее чем на 2 доллара в день; процветают экстремизм и бандитизм, а ожидаемая продолжительность жизни составляет всего 53 года, что на девять лет ниже среднего показателя по Африке. Тем не менее, в Нигерии каждый год прибавляется еще пять миллионов человек, и к 2050 году ожидается, что она обгонит США и станет третьей по численности населения страной в мире.

По данным Всемирного банка, до одного миллиона африканцев ежемесячно оказываются на рынок труда, но менее одного из четырех получают официальную работу. Безработица в ЮАР — самой промышленно развитой стране континента — достигает сокрушительных 35%.

Лодки контрабандистов везут мигрантов из Африки в опасные путешествия в Европу и на Ближний Восток, перевозя отчаявшихся молодых африканцев вместе с их мечтами о лучшем будущем, пишет NYT. По данным ООН, с 2014 года в Средиземноморье погибли не менее 28 000 человек. По данным исследовательского центра Pew, по крайней мере, один миллион африканцев с юга Сахары переехали в Европу с 2010 года. В 2021 году африканские мигранты отправили домой денежные переводы на сумму 96 миллиардов долларов, что в три раза превышает сумму всей иностранной помощи, следует из расчетов Африканского банка.

Проблема в том, что большая часть континента так и не смогла индустриализироваться, чтобы дать людям работу. По этому показателю Африка даже потеряла позиции: доля континента в мировом производстве сегодня меньше, чем в 1980 году. По данным глобальной консалтинговой компании McKinsey & Company, с поправкой на численность населения экономика Африки растет на 1 процент ежегодно с 1990 года. За тот же период рост в Индии составлял 5 процентов в год, а в Китае – 9 процентов. Главное — препятствие — инфраструктура. 600 миллионов африканцев, или четверо из десяти, все еще не имеют доступа к электричеству.

Молодежь выбирает молодых военных лидеров вместо стареющих президентов

Пока эти проблемы решаются, молодые люди, испытывающие недостаток возможностей, берут в руки оружие, чтобы сражаться ради джихада, ради денег или толпиться, выкрикивая лозунги в пользу военных переворотов, пишет NYT. Самым тревожным проявлением «молодёжтрясения» в Африке издание называет происходящее в Сахеле. Регион лидирует в мире по двум направлениям. По данным Глобального индекса терроризма, на регион в 2022 году пришлось 43 процента всех смертей в результате активности террористических группировок. Здесь же самый высокий уровень рождаемости — в среднем семь детей на одну женщину в Нигере и северной Нигерии, шесть в Мали и Чаде и пять в Судане и Буркина-Фасо.

Однако в 2023 году молодежь Сахеля охвачена влиянием «военного популизма» и приветствуя новый военный режим в Нигере и Габоне в своих TikTok, высмеивающих недавно свергнутых президентов. Лидеры соседних стран нервно наблюдают за происходящим, беспокоясь, что они могут быть следующими. Разница в возрасте между престарелыми лидерами и беспокойной молодежью — «основной источник напряженности» во многих африканских странах, полагает NYT.

Среднему африканскому лидеру сейчас 63 года. Самому старшему из них, президенту Камеруна Полю Бийе — 90 лет, что на целых 72 года старше среднего камерунца. Пять лидеров африканских государств, включая Бию, находятся у власти уже более трех десятилетий и почти все готовят своих сыновей в качестве преемников. Несмотря на это, иностранные державы изо всех сил пытаются их поддержать, констатирует издание.

Президент Руанды Поль Кагаме, находящийся у власти с 1994 года, ежегодно получает более 1 миллиарда долларов западной помощи и превратил свою крошечную страну в центр спортивных и международных конференций, несмотря на то, что его обвиняют в убийствах и похищениях своих критиков, а победа на выборах с перевесом в 99% вызывает сомнения в объективности процедуры.

Related Posts