By Елена Викторовна Юсфи on 07.12.2023
Category: Экономика и Финансы

«Джонсон не ест икру». Почему в голодной Африке выбрасывают российскую еду?

Африка, конечно, умеет поражать. В столице Танзании Дар-эс-Салам стоило мне сойти с парома, как меня окружили люди, которые умоляли дать им хоть что-нибудь поесть: «Сэр, может, у вас остались в пакете чипсы или кусок хлеба?»
То же самое — в Руанде, где я нормально не мог пройти по автобусной станции, — нищие хотели от меня не деньги, а именно еду. В Уганде на рынке ко мне просто подходил человек и говорил: «Доешьте яблоко, отдайте мне огрызок». Разумеется, я уже привык, что в Африке на каждом углу клянчат деньги, но тут мечтали набить желудок, хоть даже объедками. Да и кто из моих современников не помнит страшные фотографии голода в Африке в восьмидесятых годах XX века — детей с тоненькими, как хворостинки, ножками, с чудовищно раздутыми животами, и грифов-падальщиков, ждущих рядом своего часа? Тем парадоксальнее было для меня узнать статистику, что некоторые африканские страны стоят на первых местах в мире по выбрасыванию продуктов в мусор. В том числе и тех, что шлют им из России...

«На помойке творог и сосиски»

В Кении главные свалки, куда отвозят еду с истёкшим сроком годности, серьёзно охраняются.

«Потому что это не как в России или на Западе: просто выносят курицу, которую ещё можно есть, и оставляют в мусоре, — объясняет мне журналист Джереми Симийю. — У нас выкидывают продукты, опасные для здоровья. Например, гниющее, протухшее мясо, полностью заплесневевший хлеб. Если человек попробует это, то отравится и умрёт. К сожалению, я неоднократно видел в помойке российскую тушёнку и булки из российской муки, ведь Кения — один из основных покупателей зерна РФ».

Если серьёзно, это попросту в голове не укладывается. Отчего же подобное происходит? Ведь по подсчётам Всемирного института ресурсов, аж 37% всей еды в голодающей Африке отправляется в мусорку. В среднем на каждого африканца в год приходится 120-170 кг (!) овощей, фруктов, зерна, птицы, по итогу оказавшихся в мусорных баках. Всего на «чёрном» континенте впустую ежегодно пропадает продуктов на 4 миллиарда долларов (!), и этого количества хватило бы, чтобы накормить 48 миллионов человек, целую страну!

«Вы ещё всех свалок у нас не видели, — вздыхает Джереми Симийю. — Там вы найдёте и молоко, и творог, и сосиски, и колбасу. Не верится? Самому горько, но это правда».
«Хлеб быстро плесневеет» «Я понимаю, первая мысль у вас — африканцы сошли с ума, — заявляет эфиопский экономист Ааро Эмебет. — Но на самом деле, объяснить всё легко. Увы, африканские государства не умеют сохранять продукты, как привыкли вы в России. Да и не имеют ваших возможностей. У нас нет хороших холодильников, а также грузовиков-рефрижераторов, чтобы поддерживать еду в нормальном качестве и перевозить её на большие расстояния. Нет грамотно устроенных складов и профессиональных специалистов, знающих, как обращаться с запасами продовольствия. Отсутствует стабильное электричество, свет отключают по 6-8 часов в день, а за это время ввиду жаркого климата может протухнуть что угодно. Вы полагаете, консервы хранятся долго? Приезжайте в Африку, здесь банки за день на солнце вздуваются, и внутри образуется яд. Не забудьте и сильнейшую влажность, во время которой хлеб моментально плесневеет и становится непригодным к употреблению. Ужасно, но 20% овощей и фруктов в Африке гибнет ещё по пути на прилавки, они начинают гнить и разлагаться. Вот, скажем, Россия в этом году бесплатно предоставила зерно для Мали, Буркина-Фасо, Зимбабве и Центрально-Африканской Республики. Я аплодирую вашей доброте, и мне грустно осознавать: как минимум треть голодных людей этот хлеб не получат по причинам, указанным выше. Весь подход к Африке нужно срочно менять.

Стыд советского ребёнка

В Нигерии, одной из самых бедных стран Африки, где миллионы людей живут на 90 рублей в день, на помойке оказывается 40% продуктов — в 2,5 раза больше, чем в России! Происходит это ещё и потому, что африканцы, хоть оно и кажется нереальным, относятся к еде пренебрежительно. Я наблюдал и в Руанде, и в Уганде — как только у семьи хотя бы чуть-чуть повышается достаток, они начинают готовить больше еды, чем могут съесть. Зачем? Таковы африканские традиции — кушаний должно быть много. А уж что начинается с приходом гостей, так вообще представить страшно — порции делают гигантские. Меня поразило, что гостям не дают еду с собой и сами потом не доедают (как принято у нас) — это отчего-то считается «неприличным».

В лучшем случае остатки продовольствия достаются свиньям, а в худшем — выбрасываются.

«Я ненавижу эту черту африканского характера — пустить пыль в глаза, поставить на стол столько блюд, чтобы у него ножки подкосились, — возмущается врач из Уганды Стивен Асиимве, в 1975-1980 гг. учившийся в СССР. — А после праздника половина приготовленного оказывается в мусоре. Отдать объедки бедным считается стыдным и ненормальным, проще выбросить». Ну, ничего себе! А меня-то, советского ребёнка, мать постоянно заставляла кашу доедать, говоря: «Как тебе не стыдно, вон в Африке дети голодают!»

Да, действительно, голодают — но в том числе благодаря странным привычкам и неумению нормально хранить еду.

«Плевать, русские привезут»

«У нас есть анекдот, — улыбается хозяин продуктового магазина в Найроби Мелвин Хоси. — Один человек спрашивает другого: „Что не ест твой брат Джонсон?" — „Чёрную икру". — „Она ему надоела?" — „Да, устал смотреть, как её едят другие".

Африка и недоедание, исхудавшие дети — синонимы, и поэтому страшно осознавать, сколько еды пропадает впустую. 65 лет независимости африканских государств научили наших президентов относиться к голоду флегматично. Не будет еды? Да плевать, привезут американцы, привезут русские, бесплатно накормят — желающих-то полно. Но на деле, это путь в никуда. Мы должны озаботиться безопасностью продуктов. Скажем, у себя в супермаркете я поставил солнечные батареи — на случаи, когда отключают электричество. Голода в Африке станет намного меньше, если и США, и Европа, и Россия научат африканцев правильно хранить продовольствие и умело обращаться с ним. Нам необходимо строительство новых электростанций, возведение складов с рефрижераторами, грузовики-морозильники, хорошие дороги, чтобы еду довозили быстро! Понятно, что в пять минут это не сделаешь, и всё стоит денег. Однако так поступить лучше, нежели без конца дарить продовольствие, которое пропадает».

И в Эфиопии, и в Уганде обычные люди на улице пожимали мне руку, узнав, что я русский. Некоторые хотели даже обнять: «Большое спасибо, вы помогаете нам, кормите нас». Тем не менее обидно было узнать, что часть еды, отправленная в подарок Африке, оказывается на помойке — я был шокирован фактом, что африканцы выбрасывают больше еды, чем в России. И в самом деле, для нас лучше будет научить жителей Африки, как самим выращивать и правильно хранить продукты. Сил и денег на это понадобится куда меньше, нежели десятилетиями отправлять африканцам продовольствие. А любить нас за это будут ещё больше.

https://aif.ru/amp/politics/world/dzhonson_ne_est_ikru_pochemu_v_golodnoy_afrike_vybrasyvayut_rossiyskuyu_edu
Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Related Posts